Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи

Педагогика » Информационные технологии в обучении детей с нарушениями речи » Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи

Страница 4

Методика работы с тренажером Дэльфа-142 (О.Е. Грибова)

Обновленный компьютерный тренажер вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи дошкольника. Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи. Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра. В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации. Тренажер – это экономия сил и времени педагога. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала.

Направления работы с тренажером

Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса

Тренажер предоставляет возможность работать по нескольким направлениям: отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха; отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков

Формирование фонематического восприятия

Упражнения рассчитаны на добукварный и на послебукварный периоды. Языковой материал предполагает организацию работы по дифференциации согласных (по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости). Все задания, связанные с чтением являются полифункциональными. Одной из сопутствующих коррекционных задач является тренировка детей в правильном чтении слов, а также в умении словесного прогнозирования в условиях дефицита внешних и смысловых опор.

Обучение грамоте

Авторы тренажера предлагают упражнения «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей» и «Собери букву (для отличников)» для формирования оптического контура буквы; «Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога. Чтобы тренировать детей в чтении и узнавании более протяженных единиц, предлагаются упражнения «Мозаика» и «Волшебный колодец». Их можно использовать и при коррекции нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов.

Формирование и коррекция навыка чтения

Использование компьютерного тренажера способствует формированию у ребенка мотивации к осмысленному чтению, поскольку представленный на экране текст является значимым для понимания и правильного выполнения задания. В предлагаемой программе часть упражнений можно использовать для формирования словесной догадки: «Грузовик» и все виды «Пряток». Целый ряд упражнений предлагается авторами тренажера для формирования звуко-буквенных грамматических обобщений. Языковой материал, предлагаемый в данных упражнениях доступен по объему и семантике для восприятия и воспроизведения детьми.

Формирование лексико-грамматической стороны речи

В компьютерном тренажере нашел отражение раздел программы «Работа над словом» (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса). Каждое из упражнений возможно использовать на разном уровне сложности, выбирать тематические или общие словари.

Формирование связного высказывания

В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного восприятия текста – упражнение «Пересказ» и формированию навыка построения связного высказывания – упражнение «Рассказ по картине». В упражнении «Пересказ» представлены тексты семи уровней сложности. Для каждого из них подобраны вопросы, задания и опорные слова для пересказа. Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение. Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста.

Использование компьютерных игр “Кид/малыш” для коррекции и развития речи у детей младшего возраста

Белобородова Елена Григорьевна, Горвиц Юрий Михайлович, Любимова Марина Михайловна

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Система работы по формированию волевых качеств учащихся 4– го класса через игру
Игра в жизни младшего школьника занимает большое место, но имеет уже другое значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра младшего школьника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по прав ...

Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития ребенка. В разных ее видах (рисовании, лепке, работе над аппликацией и т.д.) у него развивается особая форма познания окружающего мира в процессе его восприятия, формируются его эмоциональные переживания, волевые и личностные качества ...

Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема
Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Ра ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru