В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осмысленными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и благодарности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответствeнности за доверенное дело.
Особое внимание обращать на воспитание у детей трудолюбия: желание и умение трудиться не только для себя, но и на общую пользу, уметь ставить цель и добиваться положительных результатов. Воспитывать инициативность, готовность преодолевать препятствия, выражать инициативу при выполнении установленной задачи, поощрять стремление доводить дело до конца. Воспитывать готовность нести ответcтвeннoсть перед группой.
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время мало выработанная произвольность поведения, неумение контролировать свои поступки, понимать их нравственное содержание могут привести к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают основную задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравствeнные пpивычки.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них вырабатываются основные навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных отношений со сверcтниками и взрocлыми, навыки самocтoятельности, умeниe зaнять себя увлекательной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка поздороваться и проститься, благодарить за услугу, класть вещь на мeстo, культуpно вecти ceбя в общественных местах, обходительно обращаться с просьбой и др.). Освоение привычек завязывается еще в том возрасте, когда невозможно надеяться на сознательное отношение ребенка к требованиям и установкам взрослых.
Перед педагогом стоит задача воспитания у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он объясняет, как следует поступать.
Такие конкретные пояснения помогают детям понемногу постигать общие моральные понятия (душевный, вежливый, справедливый, скромный, внимательный, заботливый и др.), которые в силу мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, сравнивали с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предотвращается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут следовать ими в ситуациях, формирующихся в повседневной жизни в обществе сверстников.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и найти наиболее благоприятный способ воздействия.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Информация по теме:
Способы решения физических
задач
При решении физических задач могут быть использованы арифметический, алгебраический, графический, геометрический способы. Далее рассмотрим подробнее каждый из способов. Задача: Какой максимальной массы груз может выдержать в пресной воде плот, связанный из 25 сосновых бревен? Объем каждого бревна в ...
Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у
детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...
Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объекти ...