Базовым компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, которая проявляется в уважении достоинства каждого ребенка, его личностной уникальности. Культура общения учителя музыки, его артистичность, творческая самобытность стимулируют у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного.
Несомненно, что успех педагогического общения на уроке музыки обусловлен владением индивидуальными экспрессивными возможностями учителя: мимическими, жестикуляционными, пантомимическими, речевыми, вокальными. На необходимость владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: «Педагогом можешь стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить «подойди сюда».
И.А. Рыданова в своей книге «Основы педагогики общения» отмечает, что всех учителей по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.
Звучание речи педагога зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и от эмоционального состояния. Печаль придает голосу приглушенное звучание, радость – звонкость. Звучание голоса также зависит и от его выразительности в пределах одного слова и в пределах фразы.
Важным средством в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия так, как монотонное изложение материала снижает восприятие ребенка .
Учитель общается с учащимися не только когда говорит или поет на уроке музыки, но и когда выразительно молчит. Часто затянувшееся молчание педагога может стать хорошим дисциплинарным средством для расшумевшегося класса. Как невербальный сигнал молчание может означать:
– отсутствие взаимопонимания;
– согласие или несогласие совершать действие;
– привлечение внимания;
– придание весомости последующему высказыванию.
Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное. Именно на выразительные средства опираются художественные языки – актерский, музыкальный, хореографический. Всю моторику лица, рук и тела объединяют понятием “жесты”. Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда.
К невербальным средствам общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Не всякое прикосновение учителя может быть приятно ученику. Особенно необходима осторожность в подростковый период.
Лицо учителя также играет немаловажную коммуникативную роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.
Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова, а тяжелый – настораживает и отталкивает. Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с учителем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.
Информация по теме:
Практическая реализация программы духовно-нравственного развития младших
подростков на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе
Духовно-нравственное развитие – сложный и длительный процесс. Комплексность, многоуровневость, многосоставность данной психолого-педагогической задачи требует соблюдения логической последовательности этапов ее разрешения. В связи с этим нами была разработана специальная программа внеклассной работы ...
Выявление уровня эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Выявленная модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся младших классов к музыке послужила основой для разработки программы экспериментальной работы, рассчитанной на 6 недель, определения методов и условий её организации. Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №60 ...
Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу
всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...