Итак, если в рамках первой тенденции разрабатываются идеалы классического универсального образования, то в рамках второй – высшего профессионального.
К концу 13 века, несмотря на свою малочисленность, университеты превратились в важнейшие центры культурной жизни Европы. Здесь зарождались и распространялись научные, правовые и теологические идеи. Они стали подлинной «интеллектуальной энергией» (Ж.Верже), подготовки светской и церковной элиты.
Пример тому, что к концу 15 века росло число университетов в Германии, ибо они пользовались поддержкой местных гражданских и церковных властей, населения, получали обильные пожертвования, особенно университеты Ростока и Грейфсвальда, получивших статус интеллектуальных центров. Они могли приглашать прославленных ученых, благодаря которым открывали новые научные направления и новые факультеты (новейшая астрономия в Кракове, гуманизм – в Вене). Возникновение университетов способствовало превращению города, где он находился в политический, экономический и культурный центр. Каждый университет представляет собой единство общего, особенного и индивидуального.
Высшее образование стало привлекать к себе внимание исследователей по мере повышения своей социальной значимости во второй половине 19 века. Заслуга этих исследований заключается в том, что они внесли необходимую ясность в представления о процессе исторического становления самого университета как социального явления и как факта культуры, а также осмыслили развитие ключевых понятий, которыми в настоящее время пользуются все философы, педагоги, теоретики университета, социологи и историки культуры. Известный американский экономист и социолог Дениэл Белл, говорит о том, что основным стержнем развития общества, во второй половине 20 века, стал не бизнес и его социальные институты, а теоретическое научное знание и общественный институт образования. По мнению ученого, «университет, поскольку это место, где конфигурируется и проверяется теоретическое знание, превратился в первичный институт общества….».
Джон Ньюмен, английский философ, теолог и педагог, писал, что университет должен заниматься интеллектуальным развитием студентов, чтобы научить их возможностям и методам делать правильные убеждения о сути явлений и постоянно стремиться к поиску истины.
Социально-педагогические идеи Хосе Ортеги-и-Гассета, испанского ученого, глубоко оптимистичны и обладают огромной жизненной силой, ибо они наполнены верой в гуманистический потенциал человеческого разума. Из анализа социально-исторического опыта развития института образования, Ортега, доказывает, что только университеты способны стать центрами воспитания «интеллектуальной элиты». Рассматривая культуру как сумму адекватных предназначений человека в современном мире, Ортега приходит к выводу, что в 20 веке основной функцией университет как высшего учебного заведения должно стать обучение «великим культурным дисциплинам». Изменение жизненного мироощущения, являющееся решающими в истории, представляется в форме поколений. Поколение, динамический компромисс между массой и индивидом, представляет собой самое важное историческое понятие и является той траекторией, по которой движется история. По мнению Ортеги, культура–это соответствующий эпохе уровень интеллектуального развития человека, обеспечивающий его способностью ориентироваться в окружающем социальном хаосе, отыскивающий собственный путь. Он пишет, выбор точки зрения – первоначальный акт культуры. Наука не идентична культуре: она является поиском истины, в то время как культура является сознательным применением уже усвоенных истин.
Информация по теме:
Изучение дискретного строения вещества в физике средней школы
В курсе физики средней школы дается представления о таких понятиях, как дискретное строение вещества, масса, взаимодействие, сила, энергия. В ходе данной курсовой работе мы остановимся на формировании некоторых понятий и их взаимосвязи. Развитие знаний о дискретном строении вещества в систематическ ...
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития
пространственно-временных представлений и их реализации в
лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...
Экспериментальное
исследование методики coциально-нравственнoгo воcпитaния дeтeй cтapшeгo
дoшкoльнoгo вoзрacтa
Oпытнo-экспeриментальная рабoтa пpоводилась в МБДОУ «Рaдугa» города Заинска. В экспeримeнтe учaствовaло 20 детей стaршего дoшкoльногo вoзрaстa. Цeлью кoнстaтиpующего экспeримeнта было изучeниe и раскрытие уровня сформировaнности нрaвственных предстaвлений у дошкольников, а также уметь использовать ...