Особенности психического и физического развития детей с нарушениями интеллектуального развития

Педагогика » Физическая подготовленность школьников с нарушением интеллекта » Особенности психического и физического развития детей с нарушениями интеллектуального развития

Страница 2

1) создание условий для возможности правильного физического развития учащихся;

2) собственно физическое воспитание;

3) коррекция недостатков физического развития;

4) стимуляция физического развития ребенка.

Нетрудно заметить, что А.Н. Граборов определяет специальные задачи, исходя из общих задач физического воспитания. Первая из них должна решаться всем коллективом учителей и родителями. В специальной коррекционной школе VIII вида особое внимание надо уделить гигиене проведения занятий по физической культуре в спортзале и на спортивной площадке.

Гигиена учебного труда — это забота о том, чтобы все помещения специальной коррекционной школы VIII вида, где находятся учащиеся, отвечали санитарно-гигиеническим нормам, чтобы в них соблюдалась чистота и порядок. До сих пор далеко не все вспомогательные школы занимаются в классах с достаточной кубатурой, освещенностью, оборудованием, с соответствующей школьной мебелью, а это отрицательно сказывается на работоспособности и физическом развитии ребенка с нарушением интеллекта. Столы или парты новейших образцов должны быть подобраны строго по росту детей, чтобы во время занятий в классе, при подготовке домашних заданий школьники имели правильную рабочую позу. Неприспособленная для детей мебель повышает утомляемость, может повлиять на зрение ребенка, его осанку, у некоторых ребят может развиться искривление позвоночника. В столовой, которая оборудована неподходящей для детей мебелью, невозможно во время еды поддерживать настоящий порядок, приучить ребенка культурно есть. Директора специальных коррекционных школ VIII вида обязаны сделать все необходимое, чтобы создать нормальные условия для занятий и отдыха детей.

Большое значение имеет расположение специальной коррекционной школы VIII вида. Желательно, чтобы она помещалась в типовом здании (специально рассчитанном и спроектированном для такого учебного заведения) в пригороде или сельской местности. Если школа находится в городе, лучше ее располагать на тихих улицах, где нет большого движения и шума, где можно найти место для прогулок. Около школы должен быть обширный двор с детскими спортивными площадками. Во дворе, на пришкольном участке зимой можно устроить горку и каток, летом — посадить цветы. Уход за территорией должен осуществляться самими школьниками.

Наконец, большое значение имеет правильный режим дня, составленный в соответствии с возрастом учащихся. В режиме должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, достаточный для отдыха нервной системы ребенка- сон, строгий порядок питания и т. д.

Во время труда и отдыха учителя и воспитатели должны проводить физическое воспитание детей: во-первых, не давать ребенку автоматизировать неправильные движения, учить его целесообразным действиям и пр. Дети с нарушением интеллекта часто горбятся при ходьбе, раскачиваются, слишком сильно размахивают руками. Учитель и воспитатель ГПД , вызывая ребенка к доске, сопровождая его в столовую и на прогулку, должны следить за правильностью движений своего воспитанника и, поправляя его, вырабатывать красивую осанку.

Многие дети с нарушением интеллекта не умеют правильно дышать: дыхание их поверхностно, беспорядочно. И здесь учитель и воспитатель ГПД должны помочь ребенку.

Следует помнить и о том, что при неизменном положении тела во время занятий утомление наступает быстрее, учителю в ходе урока надо предусматривать проведение физкультминутки для разрядки напряжения.

Подводя итоги всему сказанному, необходимо подчеркнуть, что физическому воспитанию ребенка с нарушением интеллекта должны уделять внимание все учителя, что оно должно быть составной частью каждого режимного момента жизни школьника.

Вторая задача — собственно физическое воспитание. А. Н. Граборов считает необходимым условием физического воспитания гигиеническую гимнастику, которая «ставит своей целью совершенствование нервно-мышечных аппаратов ребенка в целях его подготовки к продуктивной работе. Сюда входят:

А. Зарядковая гимнастика после ночного отдыха, мобилизующая организм на работу.

Б. Физкультминутки на уроке, дающие возможность поддержать работоспособность ребенка.

В. Систематически проводимые уроки физкультуры, как основной формы физкультурной работы, обеспечивающей как общее физическое развитие учащихся, так и формирование определенных качеств: быстрота, смелость, решительность и т. д.

Г. Использование в физкультурных целях спортивных игр и упражнений».

Третья задача — коррекция недостатков физического развития. С давних пор олигофренопедагоги уделяли большое внимание физическому воспитанию как средству коррекции. В трудах Эдуарда Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», Ж.Демора «Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе», Жана Филиппа и Поля Бонкура «Воспитание ненормальных детей» отражаются основные принципы организации физического воспитания детей с умственной отсталостью различной классификации. Например, Ж. Филипп и П. Бонкур вторую главу своей работы специально посвящают вопросам физического и сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллекта. Они пишут: «У ребенка ненормального очень важно уделять столько же внимания физическому воспитанию и воспитанию моральному, сколько и воспитанию интеллектуальному» (Ж.Филипп и П.Бонкур). При этом физическое развитие ребенка они понимали как «введение в воспитание чувств» так как «чувства же, каковы бы они ни были (даже мышечные, наравне со зрительными) дают пищу развитию ума».

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Самосознание дошкольника
А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии. Процесс социального взрос ...

Уровень речевого поведения дошкольников
Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Такое предположение дает нам тот факт, что дети сначала учатся общаться со взрослыми и лишь значительно позднее общаться между собою. Поскольку в то единое социальное окружение, в кот ...

Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru