Комплекс компетенций составляющих компетентность

Страница 2

Когнитивная психология показывает, что предметные знания формируются путем передачи информации от учителя к учащимся, а также друг к другу в ходе совместной работы школьников. Опыт решения проблемных задач является результатом активного учения, когда учебные достижения становятся результатом размышлений, дискуссий и реального конструирования знаний через формирование соответствующих умений индивидуального и коллективного мышления. Достижение цели в деятельности обеспечивается глубоким познанием, которое возможно только в условиях погружения в реальный жизненный контекст. Этот процесс может быть показан схематически:

Основными компонентами коммуникативной компетенции, выделенными и описанными на разных этапах исследования, являются лингвистический (знание грамматики и лексики), дискурсивный (коммуникативное употребление языка), прагматический (достижение коммуникативной цели), стратегический (преодоление коммуникативных неудач) и социокультурный (владение нормами поведения) [3, 4, 5, 6]. «Короткое» описание компонентов коммуникативной компетенции может быть графически представлено следующим образом:

Нетрудно заметить, что лингвистическая компетенция включает языковые знания учащихся, дискурсивная компетенция означает владение способами поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, а деятельностная компетенция предполагает использование языка в реальных (или приближенных к реальным) условиях продуктивной деятельности. Таким образом, коммуникативная компетенция параллельна по своей структуре компонентам предметной компетенции в овладении иностранным языком.

Формирование предметной компетенции в преподавании иностранных языков традиционно связывается с декларируемыми и процессуальными знаниями, т.е с воспроизведением заученного материала и общением в предложенных ситуативных обстоятельствах. Данное представление является частью традиционной культуры преподавания иностранных языков. Именно поэтому учителя нередко сетуют на то, что в современных зарубежных учебниках по иностранным языкам «мало текстов». Тексты, правила и примеры составляют важную часть материала для формирования знаний у школьников, изучающих иностранный язык.

Учащиеся овладевают способами решения проблемно-ситуативных задач с помощью заданий коммуникативного характера, стимулирующих речевое мышление и взаимодействие участников. Данные задания используются как средства коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку (например, задания в форме коммуникативных игр, имитирующие реальное общение, создающие информационное неравенство между участниками, и др.).

Деятельностный компонент формируется в условиях самостоятельности, постановки цели и планирования стратегических шагов, преодоления препятствий и достижения поставленной цели через взаимодействие с партнерами. В учебных условиях более всего соответствуют решению данной задачи задания проектного характера, включая индивидуальные, групповые, а также международные проекты, в которых сегодня могут принимать участие школьники с использованием интернет-технологий. Проектные задания содержат все компоненты продуктивной деятельности, включая исходную проблему, постановку цели, планирование достижения результата, реализацию плана, получение конечного продукта и оценку достигнутого. Формирование деятельностного компонента предметной компетенции по иностранному языку может успешно решаться в условиях профильного обучения иностранным языкам. Профильное обучение, соединяя языковую программу и, например, естественные или гуманитарные науки, закладывает основы успешной продуктивной деятельности учащихся, межкультурного диалога с зарубежными партнерами, открывает доступ к мировым информационным ресурсам.

Основы деятельностной компетенции закладываются в школе. Данный вид компетенции означает больше, чем предметная компетенция в иностранном языке. Он предполагает наличие опыта, владение эффективными стратегиями планирования, способами достижения целей и постоянный личностный рост за счет индивидуальных резервов. Деятельностная компетенция включает следующие компоненты:

Эффективная организация деятельности включает способность видеть проблему, планировать цель и пути достижения желаемого результата. Достижение цели связано со способностью принимать решения, находить решение возникающим проблемам и преодолевать препятствия. Развитие невозможно без рефлексии результатов, отбора успешного опыта и анализа причин неудач. Развитие личности также включает овладение необходимыми нравственными нормами, рост собственного личностного потенциала, формирование умений социального взаимодействия с партнерами.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Требования к методам исследования
Выбор методов исследования определяется прежде всего конкретными задачами научной работы. О том, какое они имеют значение для успеха планируемого исследования, И.П. Павлов говорил: "…метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё д ...

Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения
Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения не должны рассматриваться в отрыве от социально-исторического контекста, от актуальных задач, которые поставил перед наукой новый этап научно технического прогресса. Бурное развитие компьютерной техники и широкое ее применение в различных сфе ...

Программа воспитания и обучения в детском саду
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru