Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе

Педагогика » Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста » Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляю следующие положения:

развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.

речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самостоятельной деятельности в области языка;

руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;

развитие речи связано со всеми педагогическим процессом детского сада.

Е.И.Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду:

развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;

накопление содержания речи:

работа над формой речи, её структурой.

Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др.

Е.А. Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних трудах говорится об игре и других средствах развития речи.

В «Руководстве для воспитателя детского сада» развитие речи детей впервые выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач выдвигалось чтение и рассказывание детям.

В обобщении опыта работы воспитателей по родному языку заметную роль сыграла О.И. Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований она опубликовала методическое пособие «Родной язык в детском саду», в котором охватываются разные стороны речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах.

Соловьева очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи детей, а позднее, в 1956г., подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, впервые излагается методика формирования грамматической стороны речи.

В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли - сад» в конце 50-х гг. активно исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н.М. Щелованов, Ф.И. Фрадкина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).

Ф.А. Сохин (1929-1992) являлся знатоком детской речи, лингвистом и психологом. Он убедительно доказал, что развитие детской речи имеет своё самостоятельное значение и не должно рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. На их основе были разработаны программы речевого развития детей, методические пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и рассматривающие овладение речью как творческий процесс.

Большое влияние на вопросы развития речи оказала Н.К. Крупская. Она считала речь основой умственного воспитания. В духе традиционной отечественной и европейской педагогики призывала развивать речь посредством живых наблюдений. Крупская неоднократно подчеркивала роль книги в развитии детской речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в дошкольном возрасте ребенок легко запоминает сова и вводит их в свой лексикон.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Большое значение придавал природе и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», ч ...

Требования к охране труда
К показу на уроках приемов безопасности труда мастер производственного обучения всегда тщательно готовится, отрабатывает все приемы, заостряя внимание учащихся на безопасные условия работы. Мастеру как ответственному лицу за состояние труда на своем участке следует: знать и осуществлять все относящ ...

Методика проведения тестирования в средней школе
С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru