Особенности лирики как литературного рода

Страница 1

Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин.

Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литературного рода, которые следует учитывать при организации учебного процесса по литературе.

Понимание своеобразия лирики будет способствовать осмыслению и других литературных родов, так как лирический элемент присутствует и в драме, где диалог, является непосредственным выражением мыслей, чувств, ощущений персонажа, и в эпосе, о котором М. Пришвин написал: “Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть ничто иное как скрытая лирика”. В свою очередь, лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса. Качественные и количественные характеристики этого элемента определяют характер лирического произведения, его своеобразие, неповторимость.

Лирика как литературный род в своих крайних проявлениях тяготеет, с одной стороны, к эпосу, содержание которого - события, факты, сюжет как события и факты. С другой - к музыке, где внешняя “событийность" уступает место внутренним движениям человеческой души, когда ее содержанием становятся даже не мыли, а - чувства, порыв, эмоция. Эмоция в чистом виде есть музыка.

Как бы лирика ни понималась и ни определялась исследователями разных эпох, направлений и школ, общим местом является признание в лирике эмоциональной доминанты как “высокой степени суггестивности текста” или “сгущения смысла”. Эта особенность максимально сближает ее с музыкой как искусством “интонируемого смысла", т. е искусством, содержание которого составляет эмоция.

Личностное начало, внутренний мир художника в поэзии проявляются с особой силой. Кажущиеся абстрактными размышления автора или выплескиваемые им эмоции - это непосредственное выражение навсегда запечатленного в строках состояния. Новалис уже в 18 веке писал: “Поэзия на деле есть абсолютное реальное. Это средоточие моей философии. Чем больше поэзии, тем ближе к действительности”. Эта реальность действительности в поэзии столь велика, что приобретает мистический характер: “Чувство поэзии имеет очень много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного . ”. В лирике с особой силой высвечивается личностное, субъективное, с одной стороны, с другой - осознается значимость и ценность объективно существующего мира, всех его проявлений, от глобальных исторических событий до мгновений бытия.А. Кушнер пишет: “Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни".

Лирическое произведение и музыка - виды искусства не просто тяготеющие друг к другу, а дополняющие одно другое, часто существующие в неразрывном сплаве, например, песенное, вокальное искусство. В книге “Музыка в мире искусств” М.С. Каган так пишет о лирической поэзии: “ . она является не “чистой" формой искусства слова, а переходной, синтезирующей его (слова - Г. А) качества с качествами музыки .".

Характер отношений лирики и изобразительного искусства сложный, многогранный, при этом диалогическая сущность их связи очевидна. Лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи нередко выступают по отношению друг к другу как интерпретация одного вида искусства другим, то же можно говорить о жанре портрета в этих видах искусства, о жанровых сценах на полотнах передвижников и в произведениях, например, Некрасова, Островского.

Понять и ощутить своеобразие лирики в процессе ее изучения в школе поможет привлечение других видов искусства, выявление характера их взаимосвязи.

Возможности изучения лирики в старших классах будем рассматривать в нашей работе.

Изучение литературы с опорой на опыт собственного творчества в области других видов искусства - одно из условий постижения лирики Необходимо показать сходство и отличие поэтического текста и музыки, живописи на разных уровнях: содержательном, идейном, эмоциональном

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Пед ...

Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада
Знания о природе, полученные детьми раннего возраста, в первой младшей группе расширяются, а интерес и любовь к природе закрепляются и углубляются. Движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе положительно сказываются на здоровье и самочувствии маленьких детей. ...

Анализ результатов диагностики с помощью методики «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка, уточнения результатов наблюдения. Поскольку методика проективная, то: Первая ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru