Музыкотерапия в образовательном процессе

Страница 1

С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее действие музыки, спокойствие её устойчивых и уравновешенных сил ещё много лет назад применялось целителями в качестве терапевтического средства.

"Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью". Музыкотерапия даёт возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нём функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности.

Музыкальная терапия далеко продвинулась в исследовании влияния музыкального опыта на развитие личности. Ответ на вопрос, почему музыка столь тесно соприкасается с глубинными пластами нашей многообразной личности, нужно искать в далёком прошлом, когда мы ещё находились в материнской утробе и ощущали музыку ритма материнского сердца, музыку её тела, музыку её дыхания и голоса. Музыка отделяет нас от социального окружения и вводит в "аутистическое" состояние, в ситуацию, когда мы возвращаемся к самим себе, вглядываемся в себя, абстрагируясь от нашего социального окружения, не вступая с ним в контакты.

Сознание человека связано с переживаниями, образами и мыслями, которые человек так или иначе может описать и о которых он в состоянии сообщить людям. Формы описания психических явлений и способы передачи их содержания другим людям могут быть различными. Сознание можно рассматривать как коммуницируемое, то есть передаваемое от человека к человеку знание, которое разделяют многие люди ("со-знание" или "совместное знание"). Отображение мозгом возбуждения слуховых рецепторов, возникшего в процессе слушания музыки, является более интенсивной деятельностью по сравнению с отображением возбуждений других рецепторов. Под интенсивностью в данном случае подразумевается то, что клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в десять миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи информации о прикосновении к коже. Музыка "соприкасается" с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель. С точки зрения генетики данная "сверхвосприимчивость" обусловлена тем, что в далёком прошлом, когда на Земле жили только охотники и добытчики, соперничавшие в ловкости и силе с дикими животными, им приходилось рассчитывать лишь на собственные уши, то есть на тот самый канал, который даже во сне принимал сигналы опасности.

Музыкальная терапия ориентирована не только на симптомы, дефекты, нервные расстройства или болезни. Она всегда обращалась и обращается к человеческому "могу", к раскрытию индивидуальных возможностей, ориентируется на рост и креативность. Музыкальная терапия рождает не только мрачные аккорды и жалобы-страдания; она пробуждает душевные силы, радость, улыбки, мужество чувств и тягу к нежности.

Исследования показывают, что некоторые эмоции - радость, грусть, любовь, страстное желание и спокойствие - часто могут быть вызваны и переданы с помощью музыки.

В настоящий момент нами проводится исследование с применением одного из методов музыкальной терапии - музыкальной импровизации. Музыкальная импровизация (лат. ппргсшвш - неожиданный, внезапный) - это исполнение музыкального произведения, которое создаётся в момент исполнения. И одним из способов коммуникации может быть музыка, поскольку иногда гораздо легче выразить некий скрытый смысл с помощью музыки, чем с помощью вербального языка. В играх с музыкой, в вольно создающейся импровизации человек остаётся "на сцене" без грима, без маски, превратившись в музыке в "отпечаток" своих душевных сил. Дистанция и близость, тяга к переменам и постоянству, утрирование или искажение данных аспектов находят себе место в "игровом пространстве" музыки.

В нашем исследовании изучению подвергаются исполнение мажорных и минорных аккордов, темп, высота звука, ритм, гармония и мелодии, а также сила извлечения звука, что помогает нам выявить эмоциональный фон состояний ребёнка.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Построение дерева целей и расчет количественных оценок
Все цели, стоящие перед нами в процессе создания портфолио студента ВУЗа разобьем на три уровня и определим взаимосвязь и соподчиненность между ними. Дерево целей выполняет несколько функций: 1. на его основе осуществляется детализация главной цели; 2. фиксируется последовательность достижения целе ...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...

Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией
Несформированность пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности. Поэтому поиски специальных методических путей и средств формирования пространственных представлений имеют особое значение для воспита ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru