Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объекта, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. В когнитивную область входят цели от запоминания и воспроизведения учебного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, способами действий, включая создание нового. Сюда относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, в учебниках, в повседневной практике учителя. Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для учителя по следующим причинам:
Концентрация учителя на главном; пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конструирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы;
Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников; конкретные учебные цели дают учителю возможность разъяснить учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц.
Создание эталонов оценки результатов обучения; обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаются более надежной и объективной оценке.
Таксономия педагогических целей
Основные категории учебных целей |
Примеры обобщенных проявлений категорий (типов) учебных целей |
ученик: | |
I. знание | |
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий. |
- знает употребляемые термины, - знает конкретные факты, - знает методы и процедуры, - знает основные понятия, - знает правила и принципы. - понимает факты, правила, принципы. |
II. понимание | |
Его показателем может быть преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую (например, из словесной в математическую);интерпретация материала (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). |
-интерпретирует словесный материал, -интерпретирует схемы, графики, диаграммы, -преобразует словесный материал в математические выражения, -предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
III.применение | |
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входят: применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. |
-использует понятия и принципы в новых ситуациях, -применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, -демонстрирует правильное применение метода или процедуры. |
IV. анализ | |
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие, так, чтобы ясно выступила структура. Сюда относится: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. |
-выделяет скрытые предположения, - видит ошибки и упущения в логике -рассуждения, -проводит различие между фактами и -следствиями, -оценивает значимость данных. |
V. синтез | |
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть: сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. |
-пишет небольшое творческое сочинение, -предлагает план проведения эксперимента, -использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы. |
VI. оценка | |
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, худ. произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Оценочные суждения должны быть основаны на четких критериях (определяемых учащимся или задаваемых учителем). |
-оценивает логику построения материала в виде письменного текста, -оценивает соответствие выводов имеющимся данным, -оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
Информация по теме:
Роль общения с близкими взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я»
у дошкольников
Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. Его формирование начинается, по-видимому, еще задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями ...
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности речевых умений
детей 2 — 3 летнего возраста
Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых». Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотн ...
Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...