Обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики в зарубежных странах

Педагогика » Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики » Обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики в зарубежных странах

Страница 4

Отправляясь от идей У. Джемса, родоначальника прагматизма, Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Он считал, что накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного открытия, способом постижения истины. Реализация идей Д. Дьюи на практике осуществлялась в 1884–1916 гг. в различных школах. Первые практические опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми, которые с раннего возраста приучались делать все самостоятельно, преимущественно в игровой форме. Позже в школах опора делалась на трудовую деятельность.

Идеи прагматизации вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление, возникшее в Германии в результате редкого недовольства формализмом и пассивностью старой школы и получившее название трудовой школы. Начало этому направлению положил швейцарский педагог Роберт Зейдель (1850–1933), который в своей работе «Трудовая школа как социальная необходимость» наметил основные принципы ее построения. Первая такая школа была организована в 1888 году и называлась коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около 20 разных видов производительного труда. Каждый ученик должен был основательно изучить одно из ремесел и иметь представления обо всех других.

Научное обоснование движению трудовой школы дал немецкий педагог Георг Кершентейнер (1834–1933).

В 1908 г. Г. Кершентейнер в докладе на тему «Школа будущего – трудовая школа» изложил основные принципы о организации такой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная ее цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путем самодеятельности, поэтому в школу и должен быть введен ручной труд. Это, по определению Г. Кершентейнера, вполне отвечало бы природе самих детей поскольку 90% из них обладают образным мышлением, а не абстрактным, и они с большим удовольствием предпочтут практические занятия умственным. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельность. Ручной труд вводился в школу, как самостоятельный предмет, а сама организация обучения на ранних ступенях примыкала к игровой деятельности.

В 1903 г. вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая (1862–1926) «Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал В.А. Лай, должен вводится в народную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. Теория В.А. Лая, названная им «школой жизни», была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи. Он пытался создать новую педагогику – педагогику действий, где труд являлся необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций и принципом преподавания, способствующий обучению и воспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Динамика уровня сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме
На этапе контрольного эксперимента, который проводился в мае, были проанализированы результаты экспериментальной логопедической работы по обучению словообразовательных умений у детей шестого года жизни со стертой дизартрией. Для проведения обследования была использована та же методика, которую мы п ...

Анатомо-физиологические и психические особенности детей среднего и старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее повышение физического и психического уровня развития человека. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Высшего уровня развития достигает аналитическая деятельность коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в ...

Проблемная лекция и способы организации решения проблемы
Среди форм организации учебного процесса лекции требует более серьезного внимания в разработке способов, приемов активизации познавательной деятельности студентов. В других формах, например, на семинарских лабораторных занятиях, в выполнении курсовых, дипломных работ и других, активизация студентов ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru