Триединая цель урока как главное условие успешной организации и проведения урока

Педагогика » Педагогические условия реализации современных требований к уроку » Триединая цель урока как главное условие успешной организации и проведения урока

Страница 1

Проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата.

Цель - это заранее запрограммированный результат, который человек должен получит в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий.

Познавательный аспект цели урока. Он складывается из выполнения следующих требований:

Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, оперативность, прочность.

Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

Формировать умения – сочетание знаний навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить такое – то правило, закон и так далее. Можно ли к концу урока добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его? Поэтому нельзя не согласиться с В. Ф. Паламарчук, которая считает, что «…целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого».

Развивающий аспект цели урока складывается из нескольких блоков.

А. Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Б. Развитие мышления.

Очень часто в качестве развивающего аспекта цель урока ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

В.Ф. Паламарчук пишет о том, что каждый из этих методов имеет свою структуру, составляющие его приемы и операции, которые и целесообразно планировать как развивающий аспект триединая цель урока. Допустим, если учитель формирует развивающий аспект цели урока так: сформировать у учащихся умение сравнивать, то это означает, что он в течение трёх – четырёх уроков должен сформировать у них такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения; умения выделять основные признаки, параметры сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять; умение устанавливать сходство и различие. Обработка всего этого и приведёт учащихся к умению сравнивать.

Известный психолог Г. С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель – конкретные знания, умения и навыки – и более отдалённую – развитие учащихся.

В процессе развития мышления необходимо вплетать и процессы развития воображения, фантазии, оплодотворяющие движение и развитие мышления.

В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идёт о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и тому подобное.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Из опыта работ по формированию представления о массе предметов и способах их измерения
В данной работе был изучен подход к формированию представления о массе предмета и способах ее измерения воспитательного коллектива ДОУ № 41. Исследование проводилось в период с 18 января по 18 октября 2010г., за основу была взята видоизмененная методика Л.Ф. Обуховой. Целью данной методики является ...

Дерево мероприятий для подцели «Проанализировать существующую ситуацию, выбрать тип портфолио»
Критерии, которые необходимо брать в учет при взвешивании альтернатив: · эффективность варианта; · сложность реализации варианта; · затраты времени на подготовку варианта; Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 1: Таблица. Матрица опроса экспертов: Критерии (факторы) Эксперты 1 2 3 4 5 Эф ...

Интересные факты
В Оксфордском университете, в Кларендонской лаборатории, имеется электрический колокольчик, который непрерывно звонит с 1840 года. В нём используются силы электростатического притяжения, поэтому для поддержания работы тратится очень небольшое количество энергии. Сухие элементы питания для колокольч ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru