Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и всё время развивать и которой постоянно присутствует на уроке, является труд.
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Всё это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, на конец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина.
Таким образом, используя данное содержание воспитательного аспекта цели урока, педагог может заложить и развить основы для формирования всех нравственных отношений, которые станут углубляться у школьника затем в его общении с окружающим миром.
Рассматривая роль цели в функционировании урока, можно вывести несколько закономерностей:
-насколько правильно будет определена и сформулирована учителем триединая цель урока, настолько верно будут определенны содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке;
-чем тщательнее будет осуществлена учителем композиция триединой цели урока на учебно-воспитательной задачи, тем конкретнее и стройнее будет логическая структура урока и его эффективность;
-все «дерево целей» урока будет наиболее эффективно реализовываться в том случае, если каждый учебно-воспитательный момент будет стремиться решить свою собственную учебно-воспитательную задачу, имея в виду реализацию триединой цели урока;
-чем четче спроектирована триединая цель урока и учебно-воспитательные задачи, тем четче и логически последовательнее осуществляется на уроке деятельность учителя и учащихся.
Для целенаправленного поведения педагога на уроке характерно умение:
-объединить «цель», «средство» и «результат»;
-подчинить триединой цели урока содержание учебного материала, методы и формы познавательной деятельности учащихся;
-интерпретировать триединую цель урока в ученическом варианте, чётко и доходчиво ставить цель перед учащимися;
-конкретно сформулировать триединую цель урока, конкретность её определяется возможностью количественно и качественно измерить продвижения к цели, фиксировать степень её достижения через решение задач учебно-воспитательных моментов;
-осознать триединую цель урока путём расчленения её на учебно-воспитательные задачи и построения «дерева целей» урока;
-выбрать эффективные средства для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели;
-учесть и осознать последствия достижения триединой цели урока.
Конечной целью урока является получение результата.
Результат-это «объективно достигнутое состояние объекта, на которой было направленно целевое действие; продукт процесса или деятельности, направленной на реализацию цели с применением определённый средств».
Если триединая цель урока есть связь настоящего с будущим, то его конечный результат есть связь настоящего с прошлым. Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели.
Конечный результат урока - явление достаточно сложное и многоаспектное, и его нельзя сводить, как это делается многими авторами работ по диагностике, только к качеству знаний, умение и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке.
Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребёнка, так и на основе отношений сотрудничества.
Важно оценить не только знание, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путём передачи учебной информации и последующим её закреплением учителем или последней обучал детей собственной деятельности по овладению ими содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития, коллективизма и ответственности.
Информация по теме:
Организация самостоятельной работы учащихся при
изучении темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации»
Для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала. Исходя из пункта 1.3, по характеру учебной самостоятельной деят ...
Классификация видов самостоятельной работы
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т. д. Первое направление в классификации са ...
Методика преподавания теории вероятностей и математической статистики в
средней школе
Изучение понятия события зачастую сопряжено у учащихся с трудностями психологического характера. Его обычно ученики воспринимают как единичное выполнение какого-либо действия. Поэтому формирование представления о данном понятии должно начинаться с рассмотрения простейших вероятностных моделей. Перв ...