Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Страница 4

Уже со времен Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. По мере развития системы музыкального образования изучение русской православной музыки всегда оставалось неотъемлемой частью музыкального воспитания во всех типах общеобразовательных учебных заведений России. Однако, в силу определенных причин, эта традиция была прервана. Но каждый человек, верующий и неверующий, должен знать свою культуру во всем ее многообразии: классической, народной и того пласта русской православной музыки, который оказался забытым.

Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к ее традиционным основам, в том числе и религиозно-духовным. Это явление не случайно и вызвано многими причинами, в частности тревожной социокультурной ситуацией сегодняшнего дня. Восстанавливаются храмы, возрождаются традиции церковного пения, духовная музыка вводится в школу.

Что даст детям приобщение к православной музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; будет воспитывать чувство красоты, гармонии, взывать к совести и милосердию. В-третьих, с введением духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети соприкоснутся с вечными нравственными истинами, раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Наконец, с культурологических позиций, духовная музыка может стать одной из форм художественного познания мира.

Русский религиозный философ И. Ильин, посвятивший много работ религиозно-духовной культуре, ее значению в школьном образовании и воспитании, в статье «Пути духовного обновления» писал: чтобы дети «почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли любовью и волею — всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей», необходимо воспитывать их на глубоком знании отечественной культуры.

И сегодня мы можем сказать о том, что слова философа находят свое подтверждение: в школьные предметы эстетического цикла уже вводится религиозное искусство. Предпосылки к возрождению старого коренятся в общественных переменах, которые, как правило, сопровождаются переоценкой наследия прошлого и стремлением к духовному обновлению. Проблему экологии природы, экологии общественной культуры и культуры личности невозможно решить без высокого нравственного уровня человека. Известно, что религиозная культура обращена к нравственности, к тому, как должен относиться человек к миру, окружающим его людям, к самому себе. Некое триединство: Вселенная – Земля – человек является космической концепцией религиозного искусства. Нарушение человеком высших законов нравственности приводит общество к весьма драматическим последствиям.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме
По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные и среднегрупповые значения экспериментальной (приложение 1) и контрольной групп (приложение 3). Качественно-количественный анализ выполнения заданий представлен следующим образом. Анализ результатов, полученных в ходе вы ...

Задачи со сказочными персонажами в 1 классе
Задачи на нахождение суммы №1. Золушка вымыла 6 тарелок утром, а в обед – 7 тарелок. Сколько всего тарелок вымыла Золушка? Решение Утром – 6 (первое слагаемое) В обед – 7 (второе слагаемое) Всего - ? (сумма слагаемых) 6 + 7 = 13 Ответ: Всего Золушка вымыла 13 тарелок №2. Карлсон съел 7 банок варень ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru