Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Страница 3

Особая роль в процессе знакомства с религиозно-педагогическим материалом принадлежит духовной музыке. Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Исследователь русского православного пения А.В.Преображенский писал: «Народная жизнь Древней Руси бы ла так тесно связана с культом, была так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в своих высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа. Если вообще религия не живет обособленной жизнью, а переплетается со всеми видами духовной деятельности и со всеми культурными отношениями, то неудивительно, так как Древняя Русь была насыщена религиозной атмосферой, что церковь и народность стали как бы нераздельны в ней и что — следовательно – церковное искусство старой Руси было ее народным искусством».

Если мы обратимся к отечественной истории, то увидим, что церковная и светская культуры никогда не были изолированы друг от друга. П.А. Флоренский – пример слияния в деятельности одного человека разностороннего ученого и богослова, выступавшего за соединение науки и религии.

Как бы полярны ни были научное и религиозное мировоззрения, они смыкаются в своей общечеловеческой сущности. Наука на определенном этапе своего развития не может объяснить всего многообразия форм жизни и существования. Вспомним хотя бы такого глубокого атеиста, как 3. Фрейд, который в книге «Будущее одной иллюзии» пишет о том, что религиозным учениям доказательств нет, они противоречат «нашему в трудах добытому знанию о реальности мира», называет их «бредовыми идеями» и при этом тут же замечает: «Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы. Мы знаем еще слишком мало для того, чтобы сделать их предметом более близкого критического рассмотрения. Загадки мира лишь медленно приоткрываются перед нашим исследованием, наука на многие вопросы еще не в состоянии дать никакого ответа».

Что касается взаимодействия педагогики и религии, то в этом аспекте весьма характерно высказывание К. Ушинского, отмечавшего воспитательную силу религии: «Открыть в церкви для человека источник духовного развития и нравственных убеждений – высшая цель всякой народной школы: школа учит человека не многому и не долго, церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы» .

Православная музыка имеет свои жанровые, стилистические особенности, свою эстетику и теорию. За долгий период развития в ней сложились определенные традиции: композиторские, исполнительские. Произведения церковной музыки – величайшие музыкальные памятники отечественной культуры. Они являются всенародным достоянием, общечеловеческой ценностью. Неуважительное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества.

Музыка Русской православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Эмоционально-ценностные отношения как научная категория и предмет педагогического исследования
Сегодня уже стало аксиомой, что современное начальное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться и на приобщение ребенка к общественно значимым ценностям, развитие его эмоционально-волевой сферы, формирование ценностного отношения к окружающему миру и действительности, на осн ...

Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младше ...

Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru