Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Страница 3

Особая роль в процессе знакомства с религиозно-педагогическим материалом принадлежит духовной музыке. Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Исследователь русского православного пения А.В.Преображенский писал: «Народная жизнь Древней Руси бы ла так тесно связана с культом, была так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в своих высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа. Если вообще религия не живет обособленной жизнью, а переплетается со всеми видами духовной деятельности и со всеми культурными отношениями, то неудивительно, так как Древняя Русь была насыщена религиозной атмосферой, что церковь и народность стали как бы нераздельны в ней и что — следовательно – церковное искусство старой Руси было ее народным искусством».

Если мы обратимся к отечественной истории, то увидим, что церковная и светская культуры никогда не были изолированы друг от друга. П.А. Флоренский – пример слияния в деятельности одного человека разностороннего ученого и богослова, выступавшего за соединение науки и религии.

Как бы полярны ни были научное и религиозное мировоззрения, они смыкаются в своей общечеловеческой сущности. Наука на определенном этапе своего развития не может объяснить всего многообразия форм жизни и существования. Вспомним хотя бы такого глубокого атеиста, как 3. Фрейд, который в книге «Будущее одной иллюзии» пишет о том, что религиозным учениям доказательств нет, они противоречат «нашему в трудах добытому знанию о реальности мира», называет их «бредовыми идеями» и при этом тут же замечает: «Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы. Мы знаем еще слишком мало для того, чтобы сделать их предметом более близкого критического рассмотрения. Загадки мира лишь медленно приоткрываются перед нашим исследованием, наука на многие вопросы еще не в состоянии дать никакого ответа».

Что касается взаимодействия педагогики и религии, то в этом аспекте весьма характерно высказывание К. Ушинского, отмечавшего воспитательную силу религии: «Открыть в церкви для человека источник духовного развития и нравственных убеждений – высшая цель всякой народной школы: школа учит человека не многому и не долго, церковь поддерживает и наставляет его от колыбели до могилы» .

Православная музыка имеет свои жанровые, стилистические особенности, свою эстетику и теорию. За долгий период развития в ней сложились определенные традиции: композиторские, исполнительские. Произведения церковной музыки – величайшие музыкальные памятники отечественной культуры. Они являются всенародным достоянием, общечеловеческой ценностью. Неуважительное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственного состояния общества.

Музыка Русской православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru