Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Педагогика » Духовно-нравственное развитие младших подростков в общеобразовательной школе » Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков

Страница 2

Что же дает изучение духовной культуры школьнику в современной социокультурной среде? Во-первых, собственно знания, накопленные человечеством и облеченные в различные образно-философские формы и жанры. Во-вторых, постижение огромного жизненного опыта, сконцентрированного за несколько тысячелетий, наблюдение за окружающим миром и осознание человеком себя в этом мире. В-третьих, понимание широкой исторической перспективы. Мысли, рожденные в прошлом, должны будить мысли настоящего времени, для того чтобы жить в будущем. Наконец, знание основ религиозной культуры даст и верное восприятие многих светских произведений, в которых авторы обращались к религиозным сюжетам и образам. Примечателен тот факт, что с 24 по 29 июня 2008 года в Москве прошел Архиерейский Собор, посвященный 1020-летию Крещения Руси, где помимо прочих вопросов обсуждался вопрос о введении в школьное образование курса «Основы православной культуры».

Софья Сергеевна Куломозина, изучая вопросы духовно-нравственного развития детей, предлагает следующее соотношение этапов развития мышления подростка с религиозно-педагогическим материалом, усваиваемым на этом уровне развития.

Таблица 1

Этапы развития мышления

Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития

Семья.

Усиливается критическое отношение к родителям, предшествующее «бунту» подростков, но все еще сохраняется почти фанатическая лояльность по отношению к семейным привычкам и мнениям. Дети все еще нуждаются в нравственной поддержке семьи.

Детям этого возраста весьма полезно знакомиться с рассказами из Ветхого и Нового Завета и житий святых, в которых поднимается вопрос семейных конфликтов, как, например, конфликт Иосифа с братьями, роль старшего сына в притче о блудном сыне и др., причем важно разобраться в мотивах обеих сторон. Полезен бывает рассказ о двенадцатилетнем отроке Иисусе в храме, в котором повествуется о видимом Его непослушании Матери и Иосифу.

Представление о своей личности.

Сознание самого себя как личности усиливается. Дети глубже ощущают радость, успех, неудачи, разочарования. Различных знаний и умений у них накопилось много, но мышление все еще довольно поверхностное, и это часто приводит к легкомысленному рационализму и отрицанию того, во что они верили в раннем детстве, к насмешливому отношению ко многому. Они способны усваивать логические объяснения и выводы, если они достаточно конкретны.

Полезно познакомить подростков с более глубоким смыслом тех событий Священной Истории, которые они до сих пор знали, как, например, рассказы о догмате Святой Троицы, о смысле искупления, о Царстве Божием, о жизни после смерти. Необходимо постараться углубить христианское понимание их отношений с другими – дружбы, ответственности (притча о талантах), сочувствия, послушания. Разбор Нагорной проповеди с примерами из современной жизни может принести большую пользу.

Отношение к окружающей среде.

Влияние школьной среды весьма сильно, но намечается процесс «отбора», « своя компания», мнение которой особенно авторитетно. Девочки начинают интересоваться мальчиками, но мальчики предпочитают общество мальчиков. Живой интерес к поведению молодежи старшего возраста и стремление подражать им.

В этот период особенно усиливается раздробленность сознания детей между областью веры и жизни. Педагог призван пробуждать у них чувство христианской ответственности в отношениях с окружающей средой, сверстниками и взрослыми. Следует сделать акцент на значении выбора – на необходимости самому делать выбор. С этой точки зрения следует по- новому рассмотреть давно известные притчи, как, например, притчу о милосердном самарянине. Хорошо предоставить детям возможность привести примеры из современной жизни.

Понятие о Церкви.

В раннем подростковый период посещение храма кажется скучной обязанностью, которая исполняется охотно, если они принимают какое-нибудь участие в службе – прислуживают, поют и т. д. Большое значение приобретают друзья - сверстники в храме. Дети яснее сознают противоречия между христианским церковным мировоззрением и взглядами, царящими в окружающем обществе, и стараются обрести удовлетворительные ответы. В более поздний подростковый период участие в церковной жизни становится более трудным и приобретает большее значение, многие реагируют на церковные правила как на подавление личной свободы, поэтому часть детей, в этом возрасте, отходит от церкви. Другая часть подростков склонна искать в храме защиты и утешения. Если сохранилась либо приобретается привычка приходить к исповеди, то хороший духовник оказывает большое влияние на их духовный рост.

Необходимо помочь детям продумать смысл христианской жизни. Д ля более глубокого понимания следует поразмышлять над смыслом Таинств. Что значит в их ежедневной жизни, причащение Святых Тайн? Что значит покаяние? В чем смысл крещения? Недостаточно знать обряд, важно понимать значение Таинства в собственной жизни. Важно комбинировать различные формы общения детей: поездки, паломничества, посещение разных приходов. Изучение истории Церкви по темам помогает подросткам лучше понять значение Церкви. Участие в хоре, в приходской работе, прислуживание в храме весьма благотворно сказывается на духовном росте детей. Полезна искренняя дружба с любящими молодежь верующими взрослыми. Но самым главным является влияние мудрого духовного наставника.

5.Понятие об окружающем мире. Собственные накопленные несколько наивные представления о мире больше не удовлетворяют подростков. В своем сознании им трудно объединить веру в благой Божий промысел с тем, что они видят в повседневной жизни. Отсюда появляется неподдельный скептицизм, и многие отходят от церкви. В сложившейся ситуации им трудно разрешить конфликт между наукой и религией. Школьное преподавание отрицательно относится к роли Церкви, а нетерпимость подростков к лицемерию и неискренности заставляет сомневаться в полезности веры знакомых людей.

Основная задача этого периода – показать, что объективное, критическое мышление совместимо с верой, не противоречит ей. Необходимо, чтобы подростки услышали от церковных людей компетентное и объективное изложение «законов науки» и «научного мышления». Дети легко подмечают слабые места в аргументации недостаточно образованных защитников веры. Также весьма полезно привлекать молодежь к посильной помощи нуждающимся, благотворительной деятельности.

6.Понятие о Боге.

Наивные представления сменяет более сознательная и одухотворенная вера. Иисуса Христа им теперь легче представить себе как историческую личность. Они могут следить за ходом отвлеченной мысли, и простые богословские объяснения им понятны и интересны. Более старшие подростки склонны думать о Боге в абстрактных терминах, поскольку интерес к собственной жизни и общению со сверстниками гораздо сильнее.

Младшие подростки готовы воспринимать основные истины богословия и вероучения: понятия о Боге, Святой Троице, видимом и невидимом мире, добре и зле, проявлении воли Божией и промысла Божия. Для этого следует использовать рассказы из Священного Писания как примеры и иллюстрации. Главная цель в занятиях со старшими подростками - помощь разобраться в том, что они сами думают, во что они верят и что это для них значит. Поскольку личную веру и проблемы познания Бога трудно сделать предметом обсуждения в группе, а проповедей подростки слушать не любят, то вполне приемлемой формой занятий является ознакомление с интересной биографией, в которой поднимаются спорные вопросы, и обсуждение ее.

7.Молитва.

Личная молитва за обязательным ежедневным исполнением которой следили родители, чаще всего оставляется, но молитвы добровольные могут быть искренними и глубокими.

Следует более глубоко объяснять смысл богослужебных молитв, их отношение к нашей ежедневной жизни. Лучшее понимание богослужебных молитв облегчает детям часто утомительное посещение служб. Беседы о молитве с использованием таких книг, как «Записки» отца А. Ельчанинова и других современных православных богословов, могут принести большую пользу, если участие в группе добровольно.

8. Понимание символизма.

Религиозная символика в богослужении, текстах и вероучении понимается без труда. Что способствует пробуждению интереса и дает возможность подросткам ставить разумные вопросы.

Необходимо объяснять не только смысл обряда, но и проводить параллели с их собственной, сегодняшней жизнью в современных условиях. Важно, чтобы подростки поняли разницу между «символическим» и «фантастическим».

9. Нравственные понятия.

У младших подростков нравственная оценка поступков еще в какой-то мере зависит от неодобрения или одобрения окружающих: сверстников, родителей, педагогов. Хотя необходимость в общении со сверстниками очень сильна, но чувство личной нравственной ответственности может идти вразрез с мнением товарищей. Также появляется чувство нравственной неудовлетворенности собой и своими поступками. «Нравственный вкус» в значительной степени формируется под влиянием программ телевидения, радио, журналов и примера старших подростков.

Основной задачей является помочь найти верные и приемлемые для подростков критерии нравственности, помочь им узнать как православие освещает понимание личной жизни человека.

10. Историческое сознание

Характерен интерес прошлым, историей, старинными предметами, собирание сувениров, составление коллекций, посещение музеев, чтение исторических романов, просмотр программ на исторические темы. У старших подростков появляется интерес к развитию личности в иные времена.

Очень полезно изучение исторического процесса в жизни Церкви. Тема старообрядчества в Русской Церкви, разделение Церквей, историческое изучение Библии помогут углубить понимание Православия. Знания о православной вере и Священном Писании нужно рассматривать в исторической связи и перспективе, оно не должно быть статичным и музейным.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Тематическая беседа как форма устной коммуникации
Коммуникативные упражнения составляют необходимый компонент всей системы обучения РКИ: учащийся должен уйти с занятия не с осознанием того, что он выучил, например, формы предложного падежа, а с осознанием того, что научился сообщать или спрашивать о местонахождении предмета, человека, учреждения. ...

Психокоррекционные группы, возможности их применения в педагогической практике
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (г ...

Диагностика проявлений агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1. Описание и анализ результатов анкетирования родителей и воспитателей Для изучения наиболее часто наблюдаемых агрессивных реакций у ребёнка был проведён опрос воспитателя и родителей по схеме, включающей ряд параметров (наблюдаемых агрессивных реакций). Воспитателю и родителям необходимо было отм ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru