Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Педагогика » Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе » Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Страница 1

Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития ребенка. В разных ее видах (рисовании, лепке, работе над аппликацией и т.д.) у него развивается особая форма познания окружающего мира в процессе его восприятия, формируются его эмоциональные переживания, волевые и личностные качества. В этой деятельности у него развиваются важнейшие умения познания объектов и их изображения: наблюдательность, зрительно- двигательная память, механизмы деятельности воображения, зрительно- двигательное взаимодействие.

Творческие способности детей на занятиях по изобразительному искусству развиваются наиболее эффективно, если педагогами учитываются возрастные особенности учеников. Еще в 1910-20-е гг. многими педагогами -исследователями детского изобразительного творчества были выявлены этапы развития детских изобразительных возможностей.

Периодизацию детского творчества рассматривает А. В. Бакушинский2. Развитие изобразительного творчества он делит на три основных периода.

Первый - от рождения до 6-7 лет. Этому периоду соответствуют следующие основные характеристики: 1) активность; 2) отсутствие созерцания; 3) равнодушие к результату работы; 4) преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия (к краске, линии, объему, поверхности, тяжести и т. д.).

Второй - от 6-7 до 10-12 лет - характеризуется появлением созерцательной способности, но она еще недлительна и эмоциональна. В этом возрасте, отмечает А. В. Бакушинский, начинается художественное творчество ребенка. Появляется особый интерес к обработке материала и поверхности. Интерес к технике становится стимулом. Появляется интерес к декоративности, украшению окружающего пространства. А. В. Бакушинский делает вывод, что этот период детства - период господства: активности над созерцанием, творчества над восприятием, эмоции и воли над познавательными процессами.

Третий период в развитии изобразительного творчества А. В. Бакушинский относит к промежутку от 10-12 до 14-15 лет (подростковому периоду), отмечая усиление внимания к внешнему миру, понижение конструктивных способностей.

В этот период у подростка наблюдается индивидуализация впечатлений, в изображении преобладает натурализм, притупляется чувство цвета, ослабляется творческая активность.

Опираясь на наблюдения А. В. Бакушинского, можно сделать вывод, что "критическим" периодом (т. е. таким периодом, в котором легче осуществляются определенные виды обучения) для развития детского изобразительного творчества и формирования навыков, является период от 6-7 до 10-12 лет. Необходимо отметить, что у современных детей "критический" период (наиболее благоприятный для развития изобразительного творчества) смещается на более ранний возраст от 5-6 до 9-10 лет. Установив, что 5-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительных способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный и образовательный процесс.

Современные исследователи в области педагогики и психологии отмечают, что в 5-7-летнем возрасте ребенок достигает довольно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. Из этого следует, что на занятиях изобразительного искусства необходимо использовать наглядные пособия, различные средства ТСО, театрализацию - разыгрывание различных сюжетов, которые предстоит воплотить в рисунке.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях
Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания. В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой зада ...

Способы решения физических задач
При решении физических задач могут быть использованы арифметический, алгебраический, графический, геометрический способы. Далее рассмотрим подробнее каждый из способов. Задача: Какой максимальной массы груз может выдержать в пресной воде плот, связанный из 25 сосновых бревен? Объем каждого бревна в ...

Понятия счисления натуральных чисел и правила их образования и чтения
Рассмотрим методику ознакомления с основными математическими понятиями, изучаемыми в данной теме. Понятие натурального числа дается на эмпирическом уровне. Число обозначается в порядке установления взаимно однозначного соответствия между предметами данной совокупности и словами – числительными. В н ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru