Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Педагогика » Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе » Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Страница 1

Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития ребенка. В разных ее видах (рисовании, лепке, работе над аппликацией и т.д.) у него развивается особая форма познания окружающего мира в процессе его восприятия, формируются его эмоциональные переживания, волевые и личностные качества. В этой деятельности у него развиваются важнейшие умения познания объектов и их изображения: наблюдательность, зрительно- двигательная память, механизмы деятельности воображения, зрительно- двигательное взаимодействие.

Творческие способности детей на занятиях по изобразительному искусству развиваются наиболее эффективно, если педагогами учитываются возрастные особенности учеников. Еще в 1910-20-е гг. многими педагогами -исследователями детского изобразительного творчества были выявлены этапы развития детских изобразительных возможностей.

Периодизацию детского творчества рассматривает А. В. Бакушинский2. Развитие изобразительного творчества он делит на три основных периода.

Первый - от рождения до 6-7 лет. Этому периоду соответствуют следующие основные характеристики: 1) активность; 2) отсутствие созерцания; 3) равнодушие к результату работы; 4) преобладание интереса к самодовлеющей конструкции, к элементам художественной формы в их первичной физиологической значимости для восприятия (к краске, линии, объему, поверхности, тяжести и т. д.).

Второй - от 6-7 до 10-12 лет - характеризуется появлением созерцательной способности, но она еще недлительна и эмоциональна. В этом возрасте, отмечает А. В. Бакушинский, начинается художественное творчество ребенка. Появляется особый интерес к обработке материала и поверхности. Интерес к технике становится стимулом. Появляется интерес к декоративности, украшению окружающего пространства. А. В. Бакушинский делает вывод, что этот период детства - период господства: активности над созерцанием, творчества над восприятием, эмоции и воли над познавательными процессами.

Третий период в развитии изобразительного творчества А. В. Бакушинский относит к промежутку от 10-12 до 14-15 лет (подростковому периоду), отмечая усиление внимания к внешнему миру, понижение конструктивных способностей.

В этот период у подростка наблюдается индивидуализация впечатлений, в изображении преобладает натурализм, притупляется чувство цвета, ослабляется творческая активность.

Опираясь на наблюдения А. В. Бакушинского, можно сделать вывод, что "критическим" периодом (т. е. таким периодом, в котором легче осуществляются определенные виды обучения) для развития детского изобразительного творчества и формирования навыков, является период от 6-7 до 10-12 лет. Необходимо отметить, что у современных детей "критический" период (наиболее благоприятный для развития изобразительного творчества) смещается на более ранний возраст от 5-6 до 9-10 лет. Установив, что 5-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительных способностей, необходимо определить, какую специфику возрастных психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный и образовательный процесс.

Современные исследователи в области педагогики и психологии отмечают, что в 5-7-летнем возрасте ребенок достигает довольно высокого уровня восприятия отдельных внешних свойств вещей и решения практических и познавательных задач, заданных в наглядно-образной форме. Из этого следует, что на занятиях изобразительного искусства необходимо использовать наглядные пособия, различные средства ТСО, театрализацию - разыгрывание различных сюжетов, которые предстоит воплотить в рисунке.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Методы, используемые в проведении круговой тренировки
Внешний признак круговой тренировки состоит в том, что занятие ведется как бы по кругу: устанавливается количество и содержание упражнений, которые занимающееся должны выполнить в заданной последовательности, строго соблюдая величину нагрузки и продолжительность отдыха. Затем после кратковременного ...

Образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; – развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирова ...

Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru