Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей, и это естественно, так как вещи существуют для него и интересуют его как объект практической деятельности. Непосредственно принимаемые свойства предметов выступают перед ребенком как ориентирующие их практическое употребление. "Ребенок до поступления в школу имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей. Но между сущностью вещей и тем, как они являются нам, существует громадная разница. Сущность вещей не лежит на поверхности, не дана непосредственно в личном опыте, не может быть непосредственно воспринята. Она раскрывается в ходе общественно-исторического процесса познания и производства". Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что занятия в изостудиях, кружках, должны быть ориентированы на включение детей в практическое освоение разных областей художественно изобразительной деятельности.
Другой особенностью мышления ребенка 5-7-летнего возраста является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Такая характеристика детей старшего дошкольного возраста говорит о том, что интеграция различных видов искусства будет способствовать развитию их творческих способностей. Примерами интеграции могут служить такие задания, как "Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке", "Изготовление декораций и кукол для спектакля", где ребята могут выступать одновременно как артисты и как художники-декораторы.
В 5-10-летнем возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству.
Возраст 5-10-лет характеризуется большой реактивностью, чувствительностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. В основе этого качества лежит не только сложившаяся привычка к получению такого типа информации, но и возрастные особенности нервной системы. Нервная система детей 5-10 лет отличается слабостью как процесса возбуждения, так и торможения.
Особенности восприятия и использования изобразительных средств ребенком обуславливают необходимость постепенного и осторожного подведения детей к изобразительной грамоте, осуществленного с учетом хода их общего развития. Особое место этой проблеме отводится в работах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.
На основании вышеизложенного можно заключить, что 5-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительных способностей, а специфику психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный и образовательный процесс.
Таким образом, игры, игровые моменты служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л.С.Выготский очень тонко заметил, что "в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя".
Включение игровых моментов на уроках изобразительного искусства позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.
Информация по теме:
Значение участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с
детьми
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже с детьми средней группы следует проводить экскурсии. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные се ...
Нравственное воспитание педагога
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное са ...
Особенности воспитания
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные ...