Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Педагогика » Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе » Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Страница 2

Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей, и это естественно, так как вещи существуют для него и интересуют его как объект практической деятельности. Непосредственно принимаемые свойства предметов выступают перед ребенком как ориентирующие их практическое употребление. "Ребенок до поступления в школу имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей. Но между сущностью вещей и тем, как они являются нам, существует громадная разница. Сущность вещей не лежит на поверхности, не дана непосредственно в личном опыте, не может быть непосредственно воспринята. Она раскрывается в ходе общественно-исторического процесса познания и производства". Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что занятия в изостудиях, кружках, должны быть ориентированы на включение детей в практическое освоение разных областей художественно изобразительной деятельности.

Другой особенностью мышления ребенка 5-7-летнего возраста является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Такая характеристика детей старшего дошкольного возраста говорит о том, что интеграция различных видов искусства будет способствовать развитию их творческих способностей. Примерами интеграции могут служить такие задания, как "Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке", "Изготовление декораций и кукол для спектакля", где ребята могут выступать одновременно как артисты и как художники-декораторы.

В 5-10-летнем возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству.

Возраст 5-10-лет характеризуется большой реактивностью, чувствительностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. В основе этого качества лежит не только сложившаяся привычка к получению такого типа информации, но и возрастные особенности нервной системы. Нервная система детей 5-10 лет отличается слабостью как процесса возбуждения, так и торможения.

Особенности восприятия и использования изобразительных средств ребенком обуславливают необходимость постепенного и осторожного подведения детей к изобразительной грамоте, осуществленного с учетом хода их общего развития. Особое место этой проблеме отводится в работах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.

На основании вышеизложенного можно заключить, что 5-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительных способностей, а специфику психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный и образовательный процесс.

Таким образом, игры, игровые моменты служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л.С.Выготский очень тонко заметил, что "в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя".

Включение игровых моментов на уроках изобразительного искусства позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru