Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Педагогика » Применение игровых педагогических технологий в процессе обучения детей изобразительному искусству в школе » Возрастные особенности психофизиологического развития детей и их изобразительной деятельности

Страница 2

Однако ребенок еще не проникает за видимость вещей, и это естественно, так как вещи существуют для него и интересуют его как объект практической деятельности. Непосредственно принимаемые свойства предметов выступают перед ребенком как ориентирующие их практическое употребление. "Ребенок до поступления в школу имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей. Но между сущностью вещей и тем, как они являются нам, существует громадная разница. Сущность вещей не лежит на поверхности, не дана непосредственно в личном опыте, не может быть непосредственно воспринята. Она раскрывается в ходе общественно-исторического процесса познания и производства". Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что занятия в изостудиях, кружках, должны быть ориентированы на включение детей в практическое освоение разных областей художественно изобразительной деятельности.

Другой особенностью мышления ребенка 5-7-летнего возраста является нерасчлененность восприятия разных свойств и признаков вещей. Такая характеристика детей старшего дошкольного возраста говорит о том, что интеграция различных видов искусства будет способствовать развитию их творческих способностей. Примерами интеграции могут служить такие задания, как "Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке", "Изготовление декораций и кукол для спектакля", где ребята могут выступать одновременно как артисты и как художники-декораторы.

В 5-10-летнем возрасте происходит интенсивное накопление представлений об окружающем мире. Изучая предметы и явления, сравнивая и анализируя, учащиеся познают их сущность. Наряду с конкретными представлениями у детей формируются и обобщенные понятия. Все это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству.

Возраст 5-10-лет характеризуется большой реактивностью, чувствительностью ко всему яркому, новому, необычному, что, так или иначе, вызывает у детей эмоциональный отклик. В основе этого качества лежит не только сложившаяся привычка к получению такого типа информации, но и возрастные особенности нервной системы. Нервная система детей 5-10 лет отличается слабостью как процесса возбуждения, так и торможения.

Особенности восприятия и использования изобразительных средств ребенком обуславливают необходимость постепенного и осторожного подведения детей к изобразительной грамоте, осуществленного с учетом хода их общего развития. Особое место этой проблеме отводится в работах Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.

На основании вышеизложенного можно заключить, что 5-10-летний возраст является наиболее благоприятным для развития изобразительных способностей, а специфику психофизиологических особенностей детей данного возраста необходимо учитывать, чтобы правильно организовать воспитательный и образовательный процесс.

Таким образом, игры, игровые моменты служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л.С.Выготский очень тонко заметил, что "в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя".

Включение игровых моментов на уроках изобразительного искусства позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей, подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...

Изучение иностранного языка
Процесс обучения иноязычной речи рассмотрен не очень подробно. Но между тем нечеткие, неправильные, неадекватные принципы столь же опасны, как опасен непрочный фундамент здания, имя которому – «процесс обучения». Ефи́м Изра́илевич Па́ссов считал, что ни одна проблема – отбор и органи ...

Исследование влияния проблемной ситуации на активизацию мыслительной деятельности учащихся
С целью экспериментальной проверки степени активизации мыслительной деятельности была исследована выборка из 25 учащихся 10 «а» класса (15 мальчиков и 10 девочек). Физически и умственно все дети здоровы. Результаты исследования по методике № 1 представлены в таблице 1. Таблица 1. № Время Скорость п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru