Семья как социальный институт. Специфика современной семьи

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников » Семья как социальный институт. Специфика современной семьи

Страница 3

В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества - до окончания школы, а в определенных аспектах - и до завершения высшего образования.

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И.Н. Обозов и А.Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н.Ф. Федотова, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А. Левис, Г.В. Спаниер и др.

Большинство отечественных исследователей отмечает, что переход нашей страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на формирование семьи, т.к. семья "прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью".

Потому исследования современной семьи позволяют говорить о том, что "представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей".

Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.

Л.Д. Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи:

семья стала меньше по численности;

современная семья менее стабильна;

уменьшилось число семей, где глава муж;

семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Торохтий выделяет следующие ее категории:

по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи;

по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.;

по типу семьи: авторитарный и эгалитарный;

по особенностям семейного быта, укладу: семья - "отдушина", детоцентрическая семья и т.д.;

по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;

по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.;

по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п.

по семейному стажу; географическому признаку и т.д.

К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи.

Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.

Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.

Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг "осаждает" другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.

Отношения - ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.

Отношения - любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.

Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключает ...

Перечень учебно-производственных работ
Будущая работа учащихся на производстве по специальности всегда связана огромным разнообразием работ (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяется только общее содержание и объем учебного материала по теме, следовательно, мастер должен запланировать, на каких работах буд ...

Возрастная динамика длины и веса тела
Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1). Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за врем ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru