Семья как социальный институт. Специфика современной семьи

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников » Семья как социальный институт. Специфика современной семьи

Страница 3

В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества - до окончания школы, а в определенных аспектах - и до завершения высшего образования.

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И.Н. Обозов и А.Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н.Ф. Федотова, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А. Левис, Г.В. Спаниер и др.

Большинство отечественных исследователей отмечает, что переход нашей страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на формирование семьи, т.к. семья "прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью".

Потому исследования современной семьи позволяют говорить о том, что "представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей".

Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.

Л.Д. Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи:

семья стала меньше по численности;

современная семья менее стабильна;

уменьшилось число семей, где глава муж;

семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Торохтий выделяет следующие ее категории:

по количеству детей: бездетные, однодетные, многодетные семьи;

по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.;

по типу семьи: авторитарный и эгалитарный;

по особенностям семейного быта, укладу: семья - "отдушина", детоцентрическая семья и т.д.;

по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;

по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.;

по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п.

по семейному стажу; географическому признаку и т.д.

К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи.

Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.

Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.

Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг "осаждает" другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.

Отношения - ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.

Отношения - любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.

Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска
Рассмотрев учебные пособия курса «ОРКиСЭ», выявив существующие в них методологические погрешности, мы обратимся к опыту преподавания данного предмета, полученному в ходе педагогической практики, на базе пятых классов школ города Красноярска. Во время прохождения практики были проведены анкетировани ...

Определение понятий «религиозное образование», «светская школа»
Так как само понятие «религиозного компонента» очень широко, возникает необходимость его точного определения. В общеобразовательных муниципальных школах существует множество предметов, где «религиозный компонент» присутствует как необходимый элемент. Сюда можно отнести историю, обществознание, исто ...

Опросные методы
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже – к различию содержания вопросов4. Анкетирование – это метод получения ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru