Характеристика семьи как социальной структуры общества

Страница 8

Важный показатель благоприятного психологического климата семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

Большое внимание уделяется лидерству в семье. Полного понимания мужу и жене достичь трудно. Во-первых, мужчина и женщина - это разные психологические “системы”. У них, как у представителей разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых, каждый из супругов вступает в брак, имея собственный “багаж” привычек, взглядов, убеждений.

В пору влюбленности эти различия не дают о себе знать. Психологии человека, охваченного страстным чувством, органически присущи “сверх интуиция” и “сверхпластичность”.

Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверх внушаемости, и они перестают понимать друг друга в той мере, в какой понимали в пору взлета связавшего их чувства.

Вначале - несколько слов не о семейном коллективе, а о коллективе вообще.

Если один из членов коллектива обладает наиболее существенными для главенства качествами - такими, как ум, сильный характер и чувство ответственности за дело, то ответ ясен - он и будет лидером. А если, как это нередко бывает, указанные качества не сосредоточены в одном лице, а присущи - каждое в отдельности - трем разным членам данного коллектива? Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном “сверху”, а о фактическом, неформальном.

Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива.

Коллектив - это объединение людей, сплоченных единой общественно значимой целью. Из определения следует, что, поскольку общее дело - главное, ради чего возник и существует коллектив, основную роль в его судьбе будет играть тот в ком чувство ответственности, решимость идти на жертвы, поступиться соображениями любого плана ради идеи коллектива выражены в наибольшей степени. Этот член коллектива “пересилит” и более умного, и более сильного (по характеру). Недостаток ума и характера компенсируется одержимостью.

Семья - тоже коллектив. Какое же “дело” или какая идея лежит в основе семейного коллектива? Мужчину и женщину соединяет любовь, а объективная основа любви - продолжение рода. Значит, рождение и воспитание ребенка - “идея” семейного коллектива. Кто же в большей мере - муж или жена - живет заботами о ребенке, одержим идеей его блага? В абсолютном большинстве случаев - женщина. Мать обладает такой решимостью во всем, что касается благополучия ребенка, что найдет тысячу способов переломить сопротивление мужа, если ей покажется, что его действия в какой-то мере не согласуются с идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа, и слезы, и угрозы . Женщина не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего.

Во всем, что касается ребенка, женщина никому не уступит первенства. Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе, имеет отношение к ребенку.

Ребенок - определяющий, но не единственный фактор, обусловливающий лидерство женщины в семье. Другим условием ее более сильной позиции является то обстоятельство, что она - хозяйка в доме. Порядок, чистота, уют, приготовление пищи, то есть весь быт, - обычно ее “монополия”.

А стать лидером женщине помогают такие психические особенности, как более конкретный и практичный ум, большая, чем у мужчины, способность понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция.

Во многих произведениях классической литературы, в которых показана жизнь семьи прошлого, можно найти подтверждение той мысли, что женщина в браке не уступала мужчине, а зачастую была главой семьи.

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества (урбанизация и т.д.) подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально - демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Проблема использования социокультурной работы с детьми
Как показал анализ, состояние нынешней системы воспитания в школах представляется как весьма сложное. Исследователи современных проблем системы воспитания в школе связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в ...

Величина
Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широк ...

Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших подростков
Личность - это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностны ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru