Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов.
Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (группы социально-психологического тренинга),2. группы встречь,3.гештальтгруппы, 4.группы психодрамы, 5.группы телесной терапии,6. группы тренинга умений. Между участниками всех типов психокоррекционных групп в соответствии с их целями устанавливаются определенные отношения и распределяются роли, а взаимодействие; строится по определенным правилам.
1. Т-группы, или группы социально-психологического тренинга, большей частью создаются и используются для обучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В ни обсуждаются проблемы, с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.
Основные задачи которые решают Т-группы,- обучение деловому и личностному взаимодействию, руководству людьми и организации их совместной деятельности. Иногда Т-группы применяются для оказания психотерапевтического эффекта на участников с целью изменения индивидуальной психологии.
В Т-группах особое значение придается непосредствен переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того,что происходит вокруг.
Конкретные цели Т-групп и направленность деятельности в основном определяются самими их участниками.
В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с различными людьми. Особая роль в Т-группах отводится сотрудничеству, и этому специально обучают участников таких групп.
Работа Т-групп направлена на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыков познания других людей, установления с ними доверительных отношений. Развитие процесса в Т-группах идет поэтапно.
Основные этапы работы таких групп можно представить следующим образом:
Представление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности (<Какой я?>).
Получение реакции от других людей на собственные высказывания (<Какой ты?>, <Каким мы видим тебя?>).
Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Этот этап экспериментирования над собой.
Закрепление и отработка эффективных форм поведения получивших одобрение со стороны большинства членов группы, Т-группы обычно используются как своеобразная социологическая микролаборатория для выявления имеющихся у каждого из участников возможностей развития и отработки умений межличностного общения.
В 2. группах встреч и 3. гештальтгруппах основное внимание сосре- доточено на выяснении индивидуальности и развитии каждого человека как личности. Название <группы встреч> происходит от слова <встреча>, которое в данном конкретном случае определяется как способ установления отношений между людьми, основанных на честности и открытости, адекватном самосознании и ответственности.
Информация по теме:
Особенности реализации принципов обучения младших школьников
английскому зыку
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком к ...
Задачи со сказочными персонажами в 3 классе
Составные задачи на пропорциональность №64. Золушка разложила 12 кг помидор для засолки в 3 банки поровну. Сколько банок ей понадобится, чтобы засолить 32 кг помидор? Решение 3 банки – 12 кг ? банок – 32 кг 1) Вычисляем сколько кг огурцов помешается в 1 банку: 12 кг : 3 = 4 кг 2) Вычисляем, сколько ...
Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте
парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...