Изучение сформированности волевых качеств у учащихся 4 класса

Педагогика » Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности » Изучение сформированности волевых качеств у учащихся 4 класса

Страница 1

Совершенствование волевой регуляции поведения у младших школьников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Значительная роль в психологическом развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, а также морально-волевых качеств отводится игре. Известно, что возрастной особенностью младшего школьника является общая недостаточность воли. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированию таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки.

Экспериментальная работа по формированию волевых качеств личности в процессе игровой деятельности была проведена с учащимися 4 класса «В» СОШ №8, г. Майкопа. В классе 29 человек.

На первом этапе нашего исследования провели изучение волевых проявлений у детей. Наблюдение за учащимися проводилось в разных видах деятельности: на уроках, на переменах, в беседах, в играх.

Учащимся были предложены подвижные, словесные и игры. Это было сделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также выдержка, упорство, настойчивость.

Игра «Чья карточка сильнее».

Играли четверо учащихся, каждый играющий выбирал свою команду героев (набор из 10 карточек), они случайно перемешивались, игроки клали свой набор перед собой стопкой картинкой вниз. Одновременно все четыре игрока открывали и выкладывали на середину верхнюю картинку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья карточка сильнее, забирал все картинки себе. И далее, до конца стопки. После того как все картинки были разыграны, подсчитывалось общее число баллов каждым игроком. Выигрывал тот, кто набирал большее количество баллов.

Игра «Наборщик».

Задавалось слово (обычно длинное), например остановка. За определенное время играющим должны были сложить из букв этого слова другие слова (станок, скат, танк и т.д.). Затем игроки по очереди называли их. В зачет шли только те варианты, которые еще не были названы. Побеждал тот игрок, который последним называл слово. Чемпионом игры считался тот, кто придумал самое длинное слово.

Игра «Перетягивание в парах»

Играющие делились на две команды и строились около средней линии одна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах была проведена еще одна линия. Играющие крепко брались за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники перетягивали игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжалась до тех пор, пока все игроки не были перетянуты в ту или иную сторону.

Выигрывала команда, которая сумела перетянуть. Это выглядело таким образом:

Анализ проводили по схеме:

1.Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.

2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

3.Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, учителю, когда хочется играть на перемене; не выкрикивать на уроке, а подождать своей очереди).

4.Какие волевые качества у ребенка сформулированы:

1)ответственность –

самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата. Выполняет требования взрослого и делает все это точно.

2) упорство

– проявляет стремление достичь необходимого. Добивается успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам, превозмогая тягостные состояния.

3) настойчивость –

проявляет: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...

Особенности и принципы организации занятий в уголке живой природы.
Взаимодействие с природой действительно имеет большой психолого – педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Например, животны ...

Основные подходы к проблеме речевого развития в психолого-педагогической литературе
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы – Платон, Аристотель, Сократ . Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская шко ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru