Четвертым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения и перевода знаний в убеждения является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. В разделе дидактики подчеркивалось, что в буквальном смысле знания учащимся нельзя ни "передать", ни "привить", что овладение ими происходит только в процессе активной познавательной деятельности самих учащихся. На эту сторону организации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внимание, подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания. М.Н. Скаткин подчеркивал:
Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов - активный процесс мышления и деятельности учащихся.
Для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая самое серьезное внимание на возбуждение внутренних противоречий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интересов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д.
Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведении различных внеурочных мероприятий — бесед, утренников, кружковых занятий, диспутов, читательских конференций и т.д. на нравственные, эстетические и физкультурно-спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.
Пятым дидактическим и воспитательным условием перевода знаний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу.
Эмоционально-положительное отношение к учению прежде всего стимулирует познавательную активность школьников. В то же время оно помогает глубже осмысливать сущность изучаемых природных и общественных явлений, способствует формированию субъективного отношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в их истинность. Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходимо помнить, что без эмоциональных переживаний никогда не было и не может быть человеческого искания истины.
Какие же приемы учебной работы способствуют повышению эмоциональности обучения? Большое значение здесь имеет умение учителя строить свое изложение на ярком фактическом материале, дополнять учебник интересными деталями, раскрывать сложные пути познания той или иной истины, использовать поучительные примеры из жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей и т.д.
В повышении эмоциональности обучения и возбуждения у учащихся гражданских чувств исключительно большую роль играют предметы гуманитарного цикла, и в особенности литература. Вполне справедливым является утверждение о том, что ни по каким каналам так глубоко не проникнут наши идеи в душу современного молодого человека, как по каналам литературы и искусства.
Шестым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность. Взгляды и убеждения являются не только результатом работы мысли и эмоционально-интеллектуальных переживаний. Сильнейшее влияние на их формирование оказывают жизненные обстоятельства, та социально-бытовая и нравственная атмосфера, в которой повседневно вращается ученик, и его собственная практическая деятельность. Все это требует планомерной организации разнообразной общественно полезной деятельности школьников, в процессе которой они приобретают жизненный опыт, овладевают трудовыми умениями и навыками, учатся воплощать свои идеи в практические дела. Конкретные вопросы этой проблемы освещены в главе о трудовом воспитании.
Информация по теме:
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое ме ...
Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы
Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравс ...
Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...