Понятие и сущность формирования научного мировоззрения

Педагогика » Формирование основ мировоззрения младших школьников » Понятие и сущность формирования научного мировоззрения

Страница 2

Формирование научного мышления состоит в выработке таких качеств мышления, как объективность и всесторонность рассмотрения, предполагающие уважение к фактам, доказательность, самокритичность, умение вскрывать противоречия, обусловливающие развитие и изменения как в объективном мире, так и в процессе его познания; умение видеть ограниченную справедливость любого утверждения, предполагающее понимание неизбежности парадоксального в ходе развития науки.

Научное мировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно что-то хорошо знать, но не очень верить в это. Поэтому одной из важных сторон процесса формирования мировоззрения является формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихся сложились личностные отношения к миру и к месту человека в нем.

Способы формирования убеждений делятся на две группы. В одну группу входят способы, в основе которых лежит обязательное наличие доказательства учителя или самостоятельное доказательство учащихся. В другую группу входят способы убеждения, основанные на авторитетности источника знания. Способы первой группы влияют на интеллектуальную сферу личности учащихся, а способы второй группы – на эмоциональную сферу личности учащихся.

К числу способов, влияющих на интеллектуальную сферу личности учащихся, относятся следующие:

1) Экспериментальный способ;

2) Математический способ;

3) Логический способ;

4) Исторический способ.

Огромную роль играют способы формирования убеждений, опирающиеся на эмоциональное воздействие. Предсказать эти способы невозможно, они зависят от личности учителя. Но очень важно сформировать у учащихся умение увидеть естественную, никем не созданную гармонию природы и красоту ее законов, уверенность в безграничной возможности человеческого разума в познании мира и ощущение красоты процесса познания.

1. Процесс формирования научного мировоззрения складывается из формирования представлений о картине мира, о процессе научного познания, научного мышления и материалистических убеждений.

2. Формирование представлений о картине мира основывается на глубоком усвоении фундаментальных понятий и идей с выделением их мировоззренческой стороны, использовании понятий о мира и ее структурных элементов, диалектико-материалистическом истолковании основ, приводящим к выводам философского характера.

3. Формирование представлений о процессе научного познания происходит на основе раскрытия общих принципов, закономерности и методов научного познания. Особая роль уделяется формированию знаний –функциям, происхождению, структуре и границам применимости.

4. Формирование научного диалектического мышления осуществляется на основе раскрытия основных черт, присущих научному мышлению.

5. Формирование материалистических убеждений учащихся осуществляется на основе доказательства объективной истинности тех идей, на которые опирается картина мира, и создание у учащихся уверенности в справедливости научных знаний о мире в результате воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности.

Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы. Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее существенных дидактических и воспитательных условий, создающих предпосылки для перевода усваиваемых знаний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у них научного мировоззрения.

Первым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера. Реализация этого положения достигается следующими путями.

Во-первых, изложение материала должно осуществляться на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа. А.М. Горький подчеркивал, что "учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам".

Поэтому учителю необходимо внимательно подбирать и анализировать фактический материал и убедительно подводить учащихся к тем или иным мировоззренческим выводам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Материально-техническое оснащение
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся. В состав учебно-материальной базы входят: учебное здание, учебные кабинеты и ...

Методические системы изучения поэзии Есенина в школе
Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др. В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы и ...

Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru