Понятие и сущность формирования научного мировоззрения

Педагогика » Формирование основ мировоззрения младших школьников » Понятие и сущность формирования научного мировоззрения

Страница 5

Седьмым условием формирования у учащихся научного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работы. Формирование мировоззрения осуществляется в школе начиная с первого класса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старших классах, естественно, будут различными. Применительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системы взглядов и убеждений. Дело в том, что, даже несмотря на повышение теоретического уровня образования в начальных классах, его содержание охватывает преимущественно изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограничен возрастными возможностями детей. Вместе с тем учащиеся этих классов еще не в состоянии иметь устойчивых мировоззренческих суждений, не говоря уже об убеждениях. Поэтому в младших классах эта работа носит главным образом пропедевтический (от греч. propaideuo - обучаю предварительно) характер и создает лишь фактологическую основу для последующего более глубокого воспитания взглядов и убеждений.

Эта особенность и должна накладывать свой отпечаток на воспитание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по вопросам развития природы и общества и вырабатывался аналитико-синтетический подход к их усвоению. В то же время большое значение для формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческое истолкование изучаемого материала учителем, а также побуждение учащихся делать обобщающие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положений (например, о причинной зависимости явлений природы и их взаимообусловленности и т.д.).

И восьмое условие. Во всей системе учебно-воспитательной работы по формированию мировоззрения учащихся огромную роль играет личность учителя. Как уже отмечалось в главе об общих методах воспитания, учитель воспитывает не только специальными педагогическими приемами, но и своей личностью, своим авторитетом и общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспитательного мастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чуткого и заботливого отношения к учащимся.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...

Обзор изменений в образовательной и правовой сфере при реализации курса «ОРКиСЭ»
Изучение национальной культуры и религиозных традиций российского социума является одной из задач нашего государства – осознание человеком своей этнической и культурной идентичности необходимо для отождествления себя с обществом, в котором он родился и вырос. Поскольку Россия исторически объединила ...

Игра как вид деятельности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возр ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru