При решении физических задач могут быть использованы арифметический, алгебраический, графический, геометрический способы.
Далее рассмотрим подробнее каждый из способов.
Задача: Какой максимальной массы груз может выдержать в пресной воде плот, связанный из 25 сосновых бревен? Объем каждого бревна в среднем 0,8 м3. (рис. 2)
рис.2
Решение начинается с анализа условия, выполнения чертежа к задаче, записи условия. Изображают силы, действующие на плот, говорят о том, что грузоподъемность плота равна разности сил, действующих на плот.
Арифметический способ предполагает следующее решение данной задачи:
Каков объем всех бревен плота?
Vпл=nV; Vпл=0,8м3*25=20м3
Чему равна масса плота?
mпл=дV; mпл=500кг/м3*20м3=10 000кг
Какова сила тяжести, действующая на плот?
FТ=mплg; FТ=9,8Н/кг*10000 кг=98 000Н
Какова Архимедова сила, действующая на плот?
FA=вgV; FA=1000 кг/м3*9,8Н/кг*20м3=196 000Н
Каков вес груза, который может выдержать плот?
P= FТ - FA; P=196 000Н-98 000Н=98 000Н
Какова масса груза?
m гр=P/g; m гр=98 000Н/9,8Н/кг=1000кг.
Посмотрим, как это задача решается алгебраическим способом.
Анализируя задачу, записываем:
P= FТ - FA.
Знаем, что
FA=вgV, V=nV1 или FA=вg nV1;
FТ=mплg; mпл=дV=д nV1, то есть FТ=д nV1,g
Окончательно получим:
P=в nV1,g-дg nV1= g nV1 (в-д)
m гр=P/g; m гр= nV1 (д-в) m гр=25*0,8м3* (1000кг/м3-500кг/м3)
Проиллюстрируем решение задачи геометрическим способом.
Задача: Посередине троса длиной 10 м подвесили фонарь массой 10 кг. Определить силу натяжения троса, если стрела прогиба троса 0,5м. (рис.3)
рис.3
Записываем условие задачи, делаем чертеж.
На фонарь действуют сила тяжести т=m и силы натяжения троса 1, 2, равные по модулю Т1=Т2=Т.
Фонарь находится в равновесии, значит, т+ 1+ 2 =0.
Связываем с фонарём систему координат, обозначаем направления осей. Запишем условие равновесия фонаря в проекциях на оси:
Т1xCos+Т2xCos=0; 2ТСos=0
FTу+Т 1уSin+Т2уSin=0; - mg+2ТSin=0
Из треугольника ВОС находим: Sin=ОВ/ОС=2h/l (ОСВС)
С учетом этого получают: - mg+2Т=0, откуда Т=.
Задачу можно решить, пользуясь подобием треугольников ВОС и MON. Треугольник MON образован половиной силы тяжести, действующей на фонарь, и силой Р, действующей на трос (равной по модулю Т).
Учитывая, что ON =Fт/2 (половина диагонали ромба), получают: 2h/l= Fт/2Т. Откуда: Т=.
Решим следующую задачу графическим способом.
Задача: По графику (рис.4) опишите движение тела, определите время, проекцию перемещения и проекцию ускорения на отдельных участках движения тела.
рис.4
При анализе условия, устанавливают, что на графике приведена зависимость проекции скорости тела от времени. Начальная скорость =0 (при t=0). Вначале тело движется с ускорением, так как проекция его скорости возрастает от нуля до . Если график - прямая линия, значит движение равноускоренное и проекция его ускорения /t1, а проекция перемещения численно равна площади треугольника OAD. Проекция перемещения . Это формула проекции перемещения для данного вида движения. В промежуток времени проекция скорости не менялась, тело двигалось равномерно. Проекция перемещения за это время численно равно площади прямоугольника ABCD, а проекция перемещения за время - площади трапеции OABC.
Информация по теме:
Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника
Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Если учитель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, ...
Программированное обучение
Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процесс ...
Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»
Авторы проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа Р ...