Развитие идеи соединения обучения

Страница 2

Разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870) развернулась в 60-е годы XIX в. К.Д. Ушинский как педагог был бескомпромиссным, когда дело касалось борьбы с косностью, невежеством и пошлостью, но он становился предельно деликатным человеком, когда общался с детьми.

Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Одна из лучших работ Константина Дмитриевича – «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) – подлинный гимн труду как источнику всех радостей, счастье, ибо в нем сосредоточена животворящая духовная сила, которая побуждает человеческое достоинство. В этой работе он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о необходимости развивать идею соединения обучения с производительным трудом.

Основным гимном школы в России в конце XIX – начале XX вв. была начальная школа, различная по ведомственной принадлежности и по срокам и содержанию обучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одно-классовые и двух классовые народные училища и городские училища, подведомственных Министерству народного просвещения .

Деятельность этих школ определилась «Инструкцией» допускалась введение в учебный план обучения ремеслам для мальчиков и рукоделиям для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству.

Вся педагогическая общность того времени искала ответ на вопрос о том, какой должна быть начальная школа. Значительная часть деятелей земского движения, отдельные представители Министерства народного просвещения активно выступали за введение в содержание работы начальной школы предметов, позволяющих давать детям первоначальную профессиональную подготовку.

Различие в подходах к решению наиболее острых педагогических проблем отражали интересы разных социальных кругов и особенно ярко проявлялись в процессе поиска путей создания так называемой трудовой школы. Одним из наиболее разработанных был проект члена Русского технического общества Ивана Алексеевича Акопова (1844–1907).

По его мнению, такой школой могла бы стать реальная общеобразовательная школа с 8-летним сроком обучения, с обязательным введением в учебные планы прикладной математики и русского труда, который не только позволяет развивать учащиеся определенные умения и навыки, но и способствует лучшему усвоению любого учебного материала, применению полученных знаний по практике .

Однако идее введения ручного труда в средние общеобразовательные школы поддержки не получила. И в разработанной в 1901 году комиссией под руководством Петра Семеновича Ванновского (1822–1904) назначенного на пост министра 24 марта 1901 г., проекте «Основные положения устройства общеобразовательной средней школы» ручной труд отмечался как необязательный предмет.

Первая мировая война побудила общественные силы усилить требования радикальных перемен в области народного образования, переоценку в общеобразовательной подготовки молодежи. В этот период на пост министра просвещения был назначен граф Павел Николаевич Игнатьев (1870–1945). Под его руководством в 1913 г. для обсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях».

Данный проект реформы средней общеобразовательной школы предполагал внесение значительных изменений в ее задачи и структуру. Выдвинутые перед средней школы задачи могли быть решены только путем широкого внедрения идей трудового начала во все стороны ее учебно-воспитательной деятельности.

Можно сказать, что авторы проекта реформы сделали некоторую попытку связать обучение с производительным трудом. Так, в объяснительной записке к программе по грамматике подчеркивалось, что для лучшего закрепления теоретического материала предлагалось использовать различные формы практических работ.

В начале XX века был проведен опыт создания школ по образцу зарубежных, так называемых «новых школ», в которых учебно-воспитательный процесс строился на принципах совместного обучения, трудового воспитания, ученического самоуправления и т.д.: Е.С. Левицкой в Царском Селе, (1900), гимназия О.И. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910), гимназия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906) и др.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Изучение дискретного строения вещества в физике средней школы
В курсе физики средней школы дается представления о таких понятиях, как дискретное строение вещества, масса, взаимодействие, сила, энергия. В ходе данной курсовой работе мы остановимся на формировании некоторых понятий и их взаимосвязи. Развитие знаний о дискретном строении вещества в систематическ ...

Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова
Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы ...

Профилактика и коррекция неадекватного поведения учащихся экспериментального класса
Целью данного этапа является профилактика и коррекция неадекватного поведения в экспериментальном 3 «А» классе. Под неадекватным поведением следует понимать нарушение в поведении младших школьников. Данный этап проводился с 3.02 по 22.02. на данном этапе проводились различные игры по коррекции неад ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru