Анализ лирического и драматического текста

Страница 2

Главное в работе над лирическим текстом – работа над словом, изображающим картину окружающего мира и передающим чувство. Самое простое, понятное даже маленьким детям задание при изучении лирического текста – найти слова, которыми автор рисует картину (передает свои чувства, свое отношение к героям, к событию, к миру, к природе). Так дети постепенно учатся вглядываться в слово, видеть то, что за ним стоит, понимать, почему автор подобрал именно это слово.

Технология анализа через систему вопросов и заданий – традиционна и, на наш взгляд, явно репродуктивна, ведь вопросы и задания детям задает учитель и в процессе анализа приводит их тому, что сам видит в тексте. Конечно, и ученики работают над текстом, ищут в нем ответы на вопросы, выполняют задания, вдумываются, всматриваются в картины, которые им представляются, рассказывают о них. Но, говоря о развитии ребенка, понимая его как переход со ступеньки на следующую ступеньку литературного образования, учитель должен отдавать себе отчет в том, что читательское развитие – это способность воспринимать и понимать тексты любой сложности, в том числе и те, с которыми столкнет учеников жизнь уже за пределами школы. А это значит, что нашего ученика-читателя, который будет жить в XXI веке, надо обучить универсальной технологии анализа художественного текста, чтобы он смог воспринять новейшую литературу, тем более что и литература тоже развивается. Эту задачу можно с успехом решать в работе с поэзией XX века.

Поэзия начала XX века, так называемый Серебряный век русской поэзии, сложная, может быть, в чем-то даже непонятная. Это следствие сразу нескольких причин. Во-первых, потому, что в ней много иррационального, нелогичного, ассоциативного. Во-вторых, эта поэзия – модернистская, ищущая новые способы создания образов, новый язык, новые ритмы. И если в поэзии XIX века поэт называет, определяет чувство, если в этих стихах почти всегда можно найти идею – главную мысль, то в ассоциативной поэзии XX века определенной идеи вообще может не быть. Чувство изображается, смысл "мерцает" сквозь слова-символы, а ассоциации очень трудно "разгадать". И воспринимать такой текст, анализировать его достаточно трудно, но это, разумеется, не означает, что человек должен лишить себя общения со сложной поэзией.

В работе с такой поэзией более подходит еще один технологический прием анализа лирики – медленное чтение с остановками на "непонятных" словах.

Работа над драмой

Знакомство с этим литературным родом возможно через освоение диалога в эпическом тексте и чтение по ролям, которое знакомо учащимся с 1-го класса. Чтение по ролям и инсценирование станут главными методическими приемами работы учащихся над драматическим текстом.

Современные дети, скорее всего, уже видели в театре или по телевизору драму, но не в полной мере представляют ее специфику. Впервые увидев напечатанную пьесу, дети легко в процессе беседы уясняют, что данное произведение написано не сплошным текстом, а разбито на роли, чтобы их играть. Так ребята выходят на одну из основных особенностей драмы: произведения эти предназначены, как правило, для постановки на сцене, это род литературы, граничащий с двумя видами искусств – литературой (собственно текст драмы) и театром (возможность инсценировки).

В беседе с учащимися выясняется, что характер героя в драматических произведениях раскрывается в действиях, поступках, словах (диалогах и монологах). Далее можно вспомнить, как раскрывались характеры героев в баснях И.А. Крылова. Конечно, басня – эпический жанр, но почему басни так легко инсценировать? Что лежит в основе развития сюжета басни? Без чего не было бы такого интересного рассказа? Дети вспоминают: без ссоры, спора (слово "конфликт" может не вводиться). Так ученики подходят к пониманию своеобразия изображения характера героя в драме: ситуация столкновения, противоборства, часто экстремальная, способствует в наибольшей степени выявлению характеров и жизненных позиций героев.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что они ни разу не произнесли слово "автор". Но ведь на сцене играют не сочиненное самими актерами произведение, да и актеры говорят не то, что им вздумается, а то, что сочинил автор. Можно задать вопросы: вмешивается ли автор в действия героя, высказывает ли свое отношение к нему? Включили бы вы автора в систему образов драматического произведения?

В процессе беседы ученики узнают, что автор в драматических произведениях только поясняет актерам, режиссерам, художникам, как осуществить задуманное им, а сам в действии не участвует. Здесь в беседе возникает слово "ремарка" – пояснение, которым драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе (можно это слово не говорить). Обычно в ремарках пьесы дается описание места действия, обстановки, одежды действующих лиц, а также их душевного состояния, движений, жестов, интонации.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Подготовка студентов старших курсов к осуществлению управления учебно-воспитательным процессом по иностранным языкам в школе
На старших курсах совершенствуется процесс формирования профессиональной активности, углубляется понимание важности овладения идеями управления в деятельности будущего учителя. Изучаемые в ВУЗе предметы: дают студентам информацию об основах управления познанием и процессом воспитания, раскрываются ...

Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...

Рабочее место учащегося
Рабочее место учащихся – это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой. Основные компоненты рабочего места учащегося: определенная площадь учебной мастерской, необходимая для расположения и но ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru