Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников.
Метод воспитания частей является совокупностью составляющих его элементов (деталей), которые получили название методических приемов. Приемы не имеют независимой педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одинаковые приемы часто используются в различных методах.
Поскольку воспитательный процесс характеризуется многосторонностью своего содержания, а также необыкновенной состоятельностью и подвижностью организационных форм, то непосредственно с этим и связана вся разнообразность методов воспитания. Существуют методы, которые выражают содержание и специфичность процесса воспитания; другие методы ориентированы непосредственно на воспитательную работу с младшими или старшими школьниками; некоторые методы представляют собой работу в специфических ситуациях. Можно также выделить и общие методы воспитания, области применения которых распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания направляет процесс нахождения общих и особенных закономерностей и принципов и этим способствует более рациональному и результативному их употреблению, помогает постичь назначение и специфические особенности, свойственные отдельным методам.
Классификация общих методов воспитания включает в себя: методы формирования сознания личности (такие как беседа, рассказ, дискуссия, лекция, роль примера);методы организации деятельности и формирования опыта коллективного поведения личности (приучение, поручение, упражнение, инструктаж, метод формирования воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);методы стимулирования деятельности и поведения личности (познавательную игру, соревнование, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);методы контроля, самоконтроля и самооценки в процессе воспитания.
В действительных обстоятельствах педагогического процесса методы воспитания представляются в сложной и противоречивой целостности. Так например, в опыте Макаренко А.С. это были коллективные походы в театр, поездки на юг, переезд в Куряж, учёба на рабфаке и др. Антон Семёнович считал, что сначала надо организовать саму радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность. Затем надо настойчиво претворять простые виды радости, в более сложные и человечески значимые, при этом у человека будет зарождаться чувство долга.
На основании изложенного можно сделать вывод, что организация применения методов в совокупности, в определённой системе находится в преимущественном положении перед использованием разрозненных, отдельных средств. Безусловно, они могут использоваться и по отдельности на каком-либо определенном этапе педагогического процесса.
Информация по теме:
Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»
Рассмотрев изменения, которым, в целях реализации новой учебной дисциплины, подверглась образовательная и правовая база Красноярского края, мы перейдём к анализу самих модулей курса «ОРКиСЭ». Мы проведем анализ на соответствие между заявленными целями курса и реального содержания предложенных пособ ...
Экспериментальная деятельность в детских учреждениях
Цель создания экспериментальной модели "детский сад - начальная школа" была достигнута и в основном исчерпана на организационно - управленческом уровне в связи с утверждением Типового положения (2009) об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педаг ...
Критерии и уровни развития памяти младших школьников
В 20-х годах нашего века некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, п ...