Характеристика методов воспитания

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников.

Метод воспитания частей является совокупностью составляющих его элементов (деталей), которые получили название методических приемов. Приемы не имеют независимой педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одинаковые приемы часто используются в различных методах.

Поскольку воспитательный процесс характеризуется многосторонностью своего содержания, а также необыкновенной состоятельностью и подвижностью организационных форм, то непосредственно с этим и связана вся разнообразность методов воспитания. Существуют методы, которые выражают содержание и специфичность процесса воспитания; другие методы ориентированы непосредственно на воспитательную работу с младшими или старшими школьниками; некоторые методы представляют собой работу в специфических ситуациях. Можно также выделить и общие методы воспитания, области применения которых распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания направляет процесс нахождения общих и особенных закономерностей и принципов и этим способствует более рациональному и результативному их употреблению, помогает постичь назначение и специфические особенности, свойственные отдельным методам.

Классификация общих методов воспитания включает в себя: методы формирования сознания личности (такие как беседа, рассказ, дискуссия, лекция, роль примера);методы организации деятельности и формирования опыта коллективного поведения личности (приучение, поручение, упражнение, инструктаж, метод формирования воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);методы стимулирования деятельности и поведения личности (познавательную игру, соревнование, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);методы контроля, самоконтроля и самооценки в процессе воспитания.

В действительных обстоятельствах педагогического процесса методы воспитания представляются в сложной и противоречивой целостности. Так например, в опыте Макаренко А.С. это были коллективные походы в театр, поездки на юг, переезд в Куряж, учёба на рабфаке и др. Антон Семёнович считал, что сначала надо организовать саму радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность. Затем надо настойчиво претворять простые виды радости, в более сложные и человечески значимые, при этом у человека будет зарождаться чувство долга.

На основании изложенного можно сделать вывод, что организация применения методов в совокупности, в определённой системе находится в преимущественном положении перед использованием разрозненных, отдельных средств. Безусловно, они могут использоваться и по отдельности на каком-либо определенном этапе педагогического процесса.

Информация по теме:

Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения
Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличи ...

Предложите способ систематизации видов педагогических целей или одну из таксономий целей
Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объекта, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. В когнитивную область входят цели от запоминания и воспроизведения учебн ...

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы взяли за основу среднюю школу №4 города Соль-Илецка, Оренбургской области. Школа №4 была открыта в 1972 году и имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения. Директор школы Л.А. Полякова имеет учёную ст ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru