Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

Педагогика » Поощрение и наказание в преодолении нарушений поведения младших школьников

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность - речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».

В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.

Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям - только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.

Проблема девиантного поведения у школьников занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения школьников становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Таким образом, новизной данной проблемы является то, что не все взрослые могут правильно и рационально использовать по отношению к современным детям и учащимся методы поощрения и наказания, т.к. не учитывают индивидуальные и возрастные психологические особенности.

Объект исследования – нарушения поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования - методы поощрения и наказания, применяемые в процессе преодоления нарушений поведения.

Гипотеза: систематическое использование игровыхметодов стимулирования(наказания и поощрения) будет способствовать преодолению нарушения поведения младших школьников.

Цель исследования: проанализировать влияние методов поощрения и наказания на преодоление нарушений поведения младших школьников.

Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; сравнить точки зрения различных авторов на проблему исследования.

проанализировать роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе; условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка.

подобрать, систематизировать и апробировать в практической деятельности методику диагностики выявляющую некоторые отклонения в поведении младших школьников.

подобрать и апробировать игры и упражнения для коррекции поведения младших школьников; по коррекции асоциального поведения и апробировать их в ходе преддипломной практики.

провести повторную диагностику и сравнительный анализ полученных результатов, и определить целесообразность применения поощрения и наказания в коррекции нарушений поведения.

В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностическая методика карта наблюдений Стотта (шкала 7 «Асоциализация»), неэкспериментальные методы: наблюдение за поведением учащихся.

Для написания даннойдипломной работы были использованы труды таких авторов, как В.Е. Гмурман, Л.Ю. Гордин, А.С. Макаренко, Е.И.Рогов. Также в наше время нельзя обойтись без интернет-источников, которые помогли при написании дипломной работы.

Информация по теме:

Составные задачи на нахождение цены, количества, стоимости
№67. Винтик и Шпунтик купили 6 наборов шурупов по 3 рубля каждый. и столько же наборов винтиков по 2 рубля каждый. Сколько денег они заплатили? Решение 6 наборов шурупов – по 3 рубля 6 наборов винтиков – по 2 рубля Всего заплатили -? 1) Вычисляем сколько денег Винтик и Шпунтик заплатили за шурупы: ...

Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и явлений и цел ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru