Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.
Использованию поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними.Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.
Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами - их педагогической коррекции.
Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования более значимых потребностей личности и коллектива.
Необходимость использовать поощрение в самых различных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно . путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», - писал он. Это даёт возможность стимулировать, способности и склонности, как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности.
На первых порах работы с коллективом педагог поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.
Ситуация наказания - это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции - в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно.
Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже.
Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.
Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают следующие принципы его использования: наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Наказание не должно вредить здоровью ребенка - ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен - воздержитесь от наказания. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
Таким образом, наказание должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.
В данной главе описана опытно-экспериментальная работа по теме: «Наказание и поощрение в преодолении нарушений поведения младших школьников». Работа проведена на базе МОУ лицея № 48 г. Краснодара в 3 «А» (экспериментальный) и в 3 «Б» (контрольный) классах. Срок проведения: 5 недель (с 26 января по 1марта). Форма работы – внеурочная.
Информация по теме:
История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом
аспекте
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. ...
Методика воспитания культуры умственного труда младших классов
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельност ...
Методика преподавания теории вероятностей и математической статистики в
средней школе
Изучение понятия события зачастую сопряжено у учащихся с трудностями психологического характера. Его обычно ученики воспринимают как единичное выполнение какого-либо действия. Поэтому формирование представления о данном понятии должно начинаться с рассмотрения простейших вероятностных моделей. Перв ...