Как видно из представленной таблицы, воспитатель отмечает у 50% детей проявление агрессивных реакций в физической форме, у 50% - в скрытой форме, у 50% - в виде угрозы, у 50% - в мимике, а в 30% также - негативные реакции на ограничение. Проявление агрессии, направленной на себя, воспитатель не отметила ни у кого из детей экспериментальной группы.
Результаты исследования отражены в диаграмме.
Диаграмма Результаты опроса воспитателя по выявлению видов агрессии у старших дошкольников
Таким образом, результаты опроса воспитателя показывают, что воспитатель адекватно оценивает уровень проявлений агрессивных реакций у детей старшего дошкольного возраста.
Сопоставив результаты опроса родителей и воспитателя, была составлена сравнительная таблица их оценки агрессивного поведения ребёнка.
Сравнительная таблица оценки агрессивного поведения ребёнка воспитателем и родителями
Имя, фамилия ребёнка |
Оценка родителей |
Оценка воспитателя |
Катя Г. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Артём Г. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Алёша Ф. |
Все, кроме аутоагрессии |
Все, кроме аутоагрессии |
Кирилл К. |
Угрозы, мимика |
Все, кроме аутоагрессии |
Карина Д. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Паша А. |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
Настя М. |
Все виды агрессии |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
Денис К. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Полина М. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Неля М. |
Все, кроме аутоагрессии |
Все, кроме аутоагрессии |
Как видно из таблицы, в 70 % случаев оценка родителей совпадает с мнением воспитателя. Стоит отметить, что в 30 % случаев родители не отмечают у своих детей тех агрессивных реакций, которые наблюдает воспитатель. Это говорит о том, что родители лояльно относятся к поведению своих детей, часто готовы не замечать проявление их агрессивных реакций.
Результаты сравнительного анализа оценки родителей и воспитателя проявления агрессивных реакций старшими дошкольниками отражены в диаграмме.
Диаграмма Совпадение оценок агрессивного поведения дошкольников родителями и воспитателем
Таким образом, в психологическом отношении возникновение различий оценок агрессивного поведения воспитателя с родителями связано с типом родительских отношений, основанных на любви к своему ребёнку. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Она также характеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, управляемую воспитателем. На развитие агрессивности в дошкольном возрасте оказывают влияние факторы как биологического (особенности темперамента), так и социального (социальная ситуация развития) порядка. Наряду с семейным окружением для дошкольника именно детский коллектив и воспитательница становятся наиболее референтными лицами, что является важным для анализа причин возникновения агрессивности, а также - для поиска путей ее преодоления и профилактики. Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольников.
Информация по теме:
Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского ...
Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...
Содержание методики констатирующего и формирующего экспериментов;
организация исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет. Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы ...