Как видно из представленной таблицы, воспитатель отмечает у 50% детей проявление агрессивных реакций в физической форме, у 50% - в скрытой форме, у 50% - в виде угрозы, у 50% - в мимике, а в 30% также - негативные реакции на ограничение. Проявление агрессии, направленной на себя, воспитатель не отметила ни у кого из детей экспериментальной группы.
Результаты исследования отражены в диаграмме.
Диаграмма Результаты опроса воспитателя по выявлению видов агрессии у старших дошкольников
Таким образом, результаты опроса воспитателя показывают, что воспитатель адекватно оценивает уровень проявлений агрессивных реакций у детей старшего дошкольного возраста.
Сопоставив результаты опроса родителей и воспитателя, была составлена сравнительная таблица их оценки агрессивного поведения ребёнка.
Сравнительная таблица оценки агрессивного поведения ребёнка воспитателем и родителями
Имя, фамилия ребёнка |
Оценка родителей |
Оценка воспитателя |
Катя Г. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Артём Г. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Алёша Ф. |
Все, кроме аутоагрессии |
Все, кроме аутоагрессии |
Кирилл К. |
Угрозы, мимика |
Все, кроме аутоагрессии |
Карина Д. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Паша А. |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
Настя М. |
Все виды агрессии |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
Денис К. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Полина М. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
Неля М. |
Все, кроме аутоагрессии |
Все, кроме аутоагрессии |
Как видно из таблицы, в 70 % случаев оценка родителей совпадает с мнением воспитателя. Стоит отметить, что в 30 % случаев родители не отмечают у своих детей тех агрессивных реакций, которые наблюдает воспитатель. Это говорит о том, что родители лояльно относятся к поведению своих детей, часто готовы не замечать проявление их агрессивных реакций.
Результаты сравнительного анализа оценки родителей и воспитателя проявления агрессивных реакций старшими дошкольниками отражены в диаграмме.
Диаграмма Совпадение оценок агрессивного поведения дошкольников родителями и воспитателем
Таким образом, в психологическом отношении возникновение различий оценок агрессивного поведения воспитателя с родителями связано с типом родительских отношений, основанных на любви к своему ребёнку. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Она также характеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, управляемую воспитателем. На развитие агрессивности в дошкольном возрасте оказывают влияние факторы как биологического (особенности темперамента), так и социального (социальная ситуация развития) порядка. Наряду с семейным окружением для дошкольника именно детский коллектив и воспитательница становятся наиболее референтными лицами, что является важным для анализа причин возникновения агрессивности, а также - для поиска путей ее преодоления и профилактики. Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольников.
Информация по теме:
Персональный компьютер как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...
Специфика влияния речевого поведения родителей на речевое
поведение дошкольника
Выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка, писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент ...
Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании
политологического подхода при изучении обществознания
Урочная деятельность педагога и учащихся: использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы); использование на уроках возможностей Интернета; работа с материалами местной и областной прессы; проведение полити ...