Как видно из представленной таблицы, воспитатель отмечает у 50% детей проявление агрессивных реакций в физической форме, у 50% - в скрытой форме, у 50% - в виде угрозы, у 50% - в мимике, а в 30% также - негативные реакции на ограничение. Проявление агрессии, направленной на себя, воспитатель не отметила ни у кого из детей экспериментальной группы.
Результаты исследования отражены в диаграмме.
Диаграмма Результаты опроса воспитателя по выявлению видов агрессии у старших дошкольников
Таким образом, результаты опроса воспитателя показывают, что воспитатель адекватно оценивает уровень проявлений агрессивных реакций у детей старшего дошкольного возраста.
Сопоставив результаты опроса родителей и воспитателя, была составлена сравнительная таблица их оценки агрессивного поведения ребёнка.
Сравнительная таблица оценки агрессивного поведения ребёнка воспитателем и родителями
|
Имя, фамилия ребёнка |
Оценка родителей |
Оценка воспитателя |
|
Катя Г. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
|
Артём Г. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
|
Алёша Ф. |
Все, кроме аутоагрессии |
Все, кроме аутоагрессии |
|
Кирилл К. |
Угрозы, мимика |
Все, кроме аутоагрессии |
|
Карина Д. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
|
Паша А. |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
|
Настя М. |
Все виды агрессии |
Все, кроме реакции на ограничение и аутоагрессии |
|
Денис К. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
|
Полина М. |
Не проявляет агрессии |
Не проявляет агрессии |
|
Неля М. |
Все, кроме аутоагрессии |
Все, кроме аутоагрессии |
Как видно из таблицы, в 70 % случаев оценка родителей совпадает с мнением воспитателя. Стоит отметить, что в 30 % случаев родители не отмечают у своих детей тех агрессивных реакций, которые наблюдает воспитатель. Это говорит о том, что родители лояльно относятся к поведению своих детей, часто готовы не замечать проявление их агрессивных реакций.
Результаты сравнительного анализа оценки родителей и воспитателя проявления агрессивных реакций старшими дошкольниками отражены в диаграмме.
Диаграмма Совпадение оценок агрессивного поведения дошкольников родителями и воспитателем
Таким образом, в психологическом отношении возникновение различий оценок агрессивного поведения воспитателя с родителями связано с типом родительских отношений, основанных на любви к своему ребёнку. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Она также характеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, управляемую воспитателем. На развитие агрессивности в дошкольном возрасте оказывают влияние факторы как биологического (особенности темперамента), так и социального (социальная ситуация развития) порядка. Наряду с семейным окружением для дошкольника именно детский коллектив и воспитательница становятся наиболее референтными лицами, что является важным для анализа причин возникновения агрессивности, а также - для поиска путей ее преодоления и профилактики. Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи, являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольников.
Информация по теме:
Государственные законодательные документы о единстве семейного и дошкольного общественного образования
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общест ...
Анализ тенденций развития биологического образования
Моделирование ситуаций научного поиска, развитие эмоционально-чувственного отношения к живым системам приносят радость познания которой так мало на уроках биологии с использованием репродуктивных методов. "Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения& ...
Характеристика образовательных программ ДОУ
Воспитательно-образовательная программа - это документ, определяющий содержание образовательного процесса в детском саду. В нем учитывается все: цели и задачи работы педагогов с детьми, основные направления и формы работы, организация среды, в которой находится малыш, сумма знаний, умений и навыков ...