Логопедическая работа по обучению словообразованию у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Педагогика » Обучение словообразованию детей дошкольного возраста со стертой дизартрией » Логопедическая работа по обучению словообразованию у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 3

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников со стертой дизартрией. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками проводилось, согласно рекомендациям Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников осуществлялось в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с (играть — сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),

-на (рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать),

-по (обедать — пообедать, сеять — посеять, ужинать — поужинать),

-про (читать — прочитать);

б) образование глаголов Несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва(застегнуть — застегивать, умыть умывать, заталкивать — затолкнуть).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:

вмы-, подот-, при-, у-, пере-, заот, на вы-

входпт выходит, подходит — отходит,

влетает - вылетает, подлетает—отлетает,

въезжает — выезжает, подплывает — отплывает,

прибегает — убегает, подъезжает — отъезжает,

приезжает — уезжает, закрывает — открывает,

прилетает — улетает, наливает — выливает,

приходит — уходит, насыпает — высыпает.

На занятиях нами использовался наглядный материал для формирования словообразования у дошкольников, который условно можно разделить на три группы:

1 группа - предметные картинки на идентификацию зрительных изображений. Этот комплекс позволяет решать общие задачи развития зрительно-предметного восприятия.

2 группа - материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей.

3 группа - «зашумленные» картинки.

Для того чтобы сделать занятия более живыми, интересными, результативными, мы проводили их в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использовать элементы соревнования, драматизации.

На каждом занятии (индивидуальном, подгрупповом, фронтальном) использовался наглядный материал, соответствующий дидактическим требованиям, этапу и содержанию логопедической работы.

Речевое поведение дошкольников со стертой дизартрией существенно влияет на словообразование. Результаты нашего наблюдения свидетельствуют о том, что дети шестого года жизни со стертой дизартрией заимствовали из речи окружающих производные слова в целом и не создавали их по правилам словообразования, а воспроизводили на основе общего звукового образа, часто в искаженном виде, что обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в нарушениях количества последовательности слогов, а также структуры отдельного слога. Более характерными являются искажения структуры отдельного слога со стечением согласных.

Процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических и моторных возможностей ребенка. Неправильное произношение звуков, как правило, сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или акустическим признакам звуков. Перестановки слогов и букв в словах объясняется нарушениями взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов. Само проявление нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов до такой степени искажает их воспроизведение, что нередко без соответствующих пояснений непонятно, что хотел сказать ребенок. Например: «слпа крм» - сыпала корм, «игик» - снеговик, «сифот» - светофор, «ейсковат» - экскаватор, «ландо» - ладно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе подготовительной группы ясли-сада №6 г. Орши. Данную группу посещало 9 детей (3 мальчика и 6 девочек). С детьми было проведено исследование по определению уровня развития детей от 14.03.06г., коррекционная работа по развитию детей (данная работа п ...

Понятие культуры поведения детей
Прежде чем говорить об использовании оценки педагогом в воспитании поведения, необходимо раскрыть само понятие. Итак, культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм ...

Рабочее место учащегося
Рабочее место учащихся – это определенная часть площади учебной мастерской с наиболее целесообразным расположением оборудованием, инвентарем, приспособлениями и другой оснасткой. Основные компоненты рабочего места учащегося: определенная площадь учебной мастерской, необходимая для расположения и но ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru