Методы и формы обучения в биологии

Педагогика » Методы и формы обучения в биологии

Страница 6

Так с помощью метода рассказа внимание учащихся сосредоточивается на вопросах экономного ведения народного хозяйства и бережного отношения к природе.

Метод беседы. Особенность этого метода состоит в привлечении учащихся к раскрытию нового материала путем заслушивания их мнений по разным вопросам. Метод беседы позволяет вопросами активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности, помогает следить за пониманием ими изучаемого материала.

Каждая беседа должна предварительно планироваться учителем, содержать вопросы репродуктивного и творческого характера, иметь четкую последовательность и нацеливать учащихся на формулирование выводов и обобщений. Беседа должна основываться на известных учащимся знаниях. В противном случае, когда изучаемые объекты неизвестны школьникам или трудны для непосредственного наблюдения за ними, когда учащиеся не имеют предварительных наблюдений и суждений по излагаемому материалу, метод беседы не может дать эффекта и его использовать нецелесообразно. Отсюда вытекает необходимость подготовки учащихся к проведению урока методом беседы. Учитель должен дать задание на повторение материала по биологии и другим предметам, на базе которого будут вводиться новые знания. Например, в VII классе при изучении таксономической характеристики семейства злаков целесообразно использовать метод беседы. Для того чтобы учащиеся активно участвовали в беседе, необходимо организовать заранее повторение материала о строении семян однодольных растений из VI класса.

Беседа протекает успешно, если учитель опирается па жизненный опыт учащихся, результаты их работы на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, данные наблюдений в природе, экскурсий па производство, в музеи и т. д. Например, в процессе изучения школьниками семейств цветковых растений беседа проводится с опорой на наблюдения учащихся в природе на весенней и осенней экскурсиях, при выполнении летних 'заданий. Беседа по биологии культурных растений строится с использованием опыта учащихся по выращиванию культурных растений на учебно-опытном участке.

При изучении биологии в VI—VII классах беседа на первых этапах непродолжительна по времени, охватывает небольшую порцию материала. Постепенно, по мере увеличения у школьников запаса знаний, она становится более продолжительной.

Обычно беседа используется в сочетании с другими методами (демонстрация диафильма, кинофильма, результатов опытов, наблюдение и др.), обогащается разнообразными приемами. Практически на каждом уроке в процессе беседы используются различные средства наглядности.

Беседа, организованная на основе демонстрации опыта с бальзамином (урок в VI классе на тему «Поглощение корнем воды и минеральных веществ»), позволяет осмыслить опыт и подвести учащихся к выводу о причинах поступления воды в стебель: с какой целью срезают растение и на пенек его укрепляют трубку? Почему в данном опыте рекомендуется полить растение теплой водой и поставить в теплое место? Почему для опыта надо взять здоровое и крупное растение? Какая сила обеспечивает поднятие воды вверх по стеклянной трубке?

В результате беседы учитель дает определение корневого давления и подводит учащихся к выводу о том, что корневое давление обеспечивает поступление и передвижение воды в растении.

Эффективность метода беседы во многом зависит от содержания учебного материала, от наличия у школьников опорных знаний, от вопросов, которые предлагает учитель. От характера вопроса зависит познавательная деятельность учащихся, степень самостоятельности в раскрытии ответа. Поэтому вопросы должны быть понятны всем учащимся и не содержать подсказки, направлены на усвоение ведущих понятий, составлены на основе запаса знаний, имеющихся у школьников. Если в беседе принимает участие несколько человек из класса, то педагогический смысл ее теряется. Нецелесообразно строить беседу на слишком простом и легком материале, требующем от учащихся только репродуктивных знаний.

Важно, чтобы в процессе беседы знания школьников не были фрагментарными, разрозненными. Для придания знаниям целостности в беседе необходимо постоянно следить за тем, чтобы новые вопросы логично связывались с предыдущими, служили основой для новых понятий. Например, на уроке в VI классе по теме «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ» необходимо связать материал о передвижении веществ по стеблю с весенним сокодвижением у растений, с вредным воздействием на растительные организмы повреждений ствола при сборе сока. С этой целью важно организовать беседу по вопросам: в какое время года происходит сокодвижение у деревьев и кустарников? Из какого слоя

38 стебля течет сок? Вреден ли сбор сока для деревьев? Что нужно сделать, чтобы, предохранить дерево от загнивания после сбора сока?

Различают объяснительно-иллюстративную и проблемную (эвристическую) беседы. Наиболее эффективной, побуждающей учащихся к попеку, способствующей развитию их мышления является эвристическая беседа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по теме:

Экспериментальное исследование физической подготовленности школьников с нарушением интеллекта
Одним из важнейших условий, способствующих лучшей реализации системы физического воспитания и оздоровления учащихся, является систематическое наблюдение (педагогическая диагностика и мониторинг) за состоянием и сдвигами (динамикой) показателей двигательной подготовленности учащихся, достигаемой ими ...

Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики
Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелкой (тонкой) моторики детей 2 — 3 летнего возраста обусловлено развитием манипулятивной деятельности, с её появлением происходит формирование основных навыков, ко ...

Нарушение поведения как психолого-педагогическая проблема
Отклоняющееся поведение- это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако ожидания со временем меняются. В СССР в 60—70-е годы школьные учителя боролись с "длинноволосыми" учениками, усматривая в этом подражание "буржуазном ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru