Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова

Педагогика » Вариативные учебные методические комплекты в начальной школе. Проблемы их использования » Система начального образования Л.В. Занкова особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова

Страница 1

Дидактическая система, ведущая цель которой оптимальное общее развития каждого школьника, разрабатывалась в процессе многолетнего педагогического эксперимента Л.В. Занковым и его учениками. В 60-е годы прошлого столетия была сформулирована Концепция этого учения, включающая основную идею, принципы и типические свойства системы общего развития ребенка, которые и определяют особенности учебно-методического комплекта. Речь идет об общем развитии психической деятельности, которое включает три линии развития психики ребенка – ум, волю, чувства, подчеркивая значимость таких сторон общего развития как нравственное и эстетическое. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. При изучении общего психического развития особая роль отводилась и отводится изучению таких ее форм, как: анализирующее наблюдение, отвлеченное мышление, практические действия.

Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний. Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность подобных заданий с учетом нарастания сложности характера учебного материала. Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений – классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий.

Русский язык

Задачи первого адаптационного периода обучения

детей по всем предметам – развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слуховые, зрительные, речевые органы, мышцы руки, пространственную, временную, количественную ориентацию, фонетический слух.

Задачи периода обучения грамоте: научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Обучение в классе русскому языку занимает особое положение. Учебник впервые знакомит школьников с основными категориями и явлениями языка, углубляя знания, полученные в период обучения грамоте: соотношение между звуком и буквой, словом и предложением и текстом. Вводятся сведения, относящиеся к синтаксису простого предложения. Работа над словом продолжается при наблюдение частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, предлог), корня слова и родственных слов, ознакомление с изобразительными средствами языка в области многозначности слова.

Литературное чтение

Особенностью четырехлетнего курса является то, что в классе литература рассматривается как искусство слова; во 2 классе еще и как один из видов искусства в контексте других его видов, – таких, как живопись и музыка; в 3–4

классах – литература раскрывается перед школьниками еще и как явление художественной культуры. Основной обучающий прием, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова, – это сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения). Материал учебника 1 класса помогает младшим школьникам получить первые представления о разнице художественного и научного текста, прозаического и поэтического произведения, фольклора и авторской литературы. Учебник формирует у школьника навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов.

Математика

В курс математики включены не только все основные вопросы базового содержания, но и вопросы расширяющие его. Например, изучая натуральный ряд чисел в пределах миллиона, школьники открывают для себя закономерность последовательности их расположения на числовом луче, знакомятся с понятием «множество», для которого натуральные числа являются подмножествами (целые неотрицательные, дробные, целые, положительные и отрицательные числа), и приемом сравнения натуральных чисел с разным и одинаковым числом знаков и пр. Основной путь познания курса математики – индуктивный. Воспитание положительного мотива к изучению курса достигается не только путем включения детей в игровую деятельность (дополни, восстанови рисунок, выбери похожее, найди лишнее, пройди через лабиринт), но и путем формирования активной личностной позиции к математическим явлениям (предлагаются задания, имеющие несколько решений, бесконечное множество решений, не имеющие решения пр.)

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе у детей расширяют представления о труде представителей различных профессий. При этом нужно обязательно использовать моменты, когда взрослых отмечают за их успехи в труде (сотрудника детского сада наградили за хорошую работу грамотой, отец ребенка завоевал первое ме ...

Продуктивные методы обучения
Для простого процесса обучения характерно наличие начальных условий, промежуточных результатов или задачи путей их достижения (решения) и конечного результата. Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за рассматриваемый период, а под начальными условиями – текущее состоян ...

Методика закрепления и проверки знаний учащихся о хронологии
Работа по изучению и использованию хронологии органически включается в общую систему обучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на IV-V, так и на последующие классы. Для ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru