Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Педагогика » Особенности коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием » Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Страница 8

Кроме того при выполнении данного задания у 37,5 % ( 3 человека) нами было обнаружено нарушение восприятия целостности звуков йа, йу, йо, йэ составляющих буквы я, ю, ё, е. при обследовании слоговых цепочек содержащих слоги щя, ся, тя, тю было обнаружено что Костя В, Егор Ф и Марина А воспроизводят их как ша, са, та, ту т.е только последний составляющий, для проверки детям было предложено только поднимать флажок когда они услышат заданный слог, им были предложены слоговые ряды содержащие слоги состоящие из правильно воспринимаемого данным ребенком согласного звука и гласных, а- я, у- ю, о – ё, э-е. В ходе проверки было выяснено что Марина А и Егор Ф не дифференцируют гласные а –я (воспринимая йа как а) и у-ю (воспринимая йу как у), а Костя В кроме того затрудняется в дифференциации гласных о –ё ( воспринимая йо как о), хотя в самостоятельной речи гласные произносятся детьми верно.

При анализе результатов третьего задания (исследование дифференциации слов квазимонимов) диаграмма № 4 было выявлено, что 100% детей испытывают затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук, отсутствующий в речи со словами содержащими звук заместитель, при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбираются детьми при произнесении логопедом любого из этих звуков. Исключение составляют Катя О, Егор Ф, Марина А. которые заменяя л на йот не испытывают трудностей при дифференциации данного звука и звука р который в речи подвергается искажению. Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь у Кости В наблюдалось большое количество ошибок, мальчик из всего предложенного материала смог правильно определить только ( жук –сук, лис –рис, бак –мак, ком –дом), испытывая затруднения как при восприятии слов с нарушаемыми и смешиваемыми в речи звуками так и со звуками которые в речи произносит правильно.

87,5 % детей испытывали затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты, даже если эти звуки присутствовали в их речи: Оля М, Паша Т. не смогли найти карточки (кочка, лучи) затруднялись при дифференциации пар лиса – лица, сабля – цапля. Даша Ц. не смогла отобрать карточки кочка, лица, вещи, лак, лучи. Егор Ф., Марина А., Паша Т. затруднялись при дифференциации пар лиса – лица, кочка –кошка, лужи – лучи. Кроме трудностей в восприятии слов квазимонимов содержащих отсутствующие в речи звуки и их заменители, а также смешиваемые звуки, 75 % детей испытывали затруднения при восприятии слов содержащих правильно произносимые ими звуки; Катя О.( крыса – крыша, ужи – усы, мишка – миска, ужи –уши, жук – сук), Даша Ц. ( мишка – миска, вещи, сабля – цапля, том – дом, тачка – дачка, трава- дрова); Егор Ф ( вещи –весы, коза – коса, сабля – цапля, зуб – суп, козы – не нашел); Марина А. (том – дом, тачка – дачка, трава – дрова, бочка – почка, башня – пашня); 37, 5% детей затруднялись при дифференциации слов содержащих звуки йу – у, йа – а : Костя В., Егор Ф. и Марина А. при произнесении слов тапки или тяпки отбирают картинку на слово тапки, при произнесении лук – люк, круг – крюк отбирают картинки на слова круг, лук. Следует отметить что, в целом данное задание детям доступно т.к. с дифференциацией других слов, содержащих не нарушенные в восприятии звуки (различные для каждого) дети справлялись без особых проблем. В процессе работы над словами содержащими нарушенные звуки долго думали, иногда просили повторить, но как правило давали неверный ответ. Исключение составляет Костя В. который действует как правило очень быстро.

При проведении четвертого задания ( отбор картинок в названии которых есть заданный звук) диаграмма № 5 мы предлагали детям отобрать картинки на отсутствующий в речи звук или его заменитель, один из смешиваемых или искажаемых звуков и звуки произношение которых соответствует норме, но восприятие нарушено( по результатам первых трех заданий). В ходе выполнения задания детьми были отобраны следующие картинки. Таня Ф. на звук з отобрала – замок, коза, звезда, вода, карандаш, глаза, провод, зуб, газета, забор, паровоз; на звук р – груша, рукавица, огурец, лапа, пила, бутылка, топор, корова, карандаш, палатка, школа, рука, огурец, лимон; на звук х – муха, мухомор, корова, рука, двойка, ящик, петух, щетка, очки; на звук т – топор, кофта, петух, туфли, самолет, стул, ящерица, груша, кошка, нос, пастух. Из общего количества картинок отобранных на нарушенные в речи звуки 45,3% оказалось ошибочным. При отборе картинок на звуки произношение которых соответствует норме девочка ошибок не допускала. Оля М. на звук б отобрала картинки- собака, зуб, забор, пастух, палатка, пещера, бутылка, лапа, пила; на звук в – вода, двойка, ива, сова, фонарь, шкаф, кофта, воробей, брови. На звук ц – огурец, цапля, рукавица, сосна, колесо, замок, звезда, газета, курица, стул; на звук к- нога, глаза, иголка, рука, корова, карандаш, ящик, курица, шапка; на звук ч – ключ, чучело, очки, чулок, туфли, топор, щетка. Из отобранных девочкой картинок 45,4% оказались ошибочными. Оля М. также допускает ошибки только при отборе картинок содержащих звуки нарушенные в ее собственной речи.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
С целью повышения уровня развития речи, нами был разработан сборник сюжетно-ролевых игр, которые были направлены на обогащение активного словаря детей и развитие связной речи. Игры были отобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев ...

Метод минимума и максимума
Довольно часто встречаются задачи, в которых требуется определить наибольшее или наименьшее значение величины из всех возможных. Основы такого метода следуют из принципа Ферми, экстремума энергии. В некоторых задачах удается воспользоваться известными алгебраическими неравенствами (Нер-во Коши). За ...

Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru