Продуктивные методы обучения

Страница 1

Для простого процесса обучения характерно наличие начальных условий, промежуточных результатов или задачи путей их достижения (решения) и конечного результата. Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за рассматриваемый период, а под начальными условиями – текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия – это те знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и к которым должны прибавиться новые результаты обучения.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное – это метод программированного обучения. Действительно, ученик знает, из чего исходить и что делать, получив результат по первой части программы действий, нужно перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов. Если промежуточный результат открытый, но способ их получения ученику не сообщается, то он использует разные пути с помощью множества эвристик. Ученик повторяет этот ряд действий после каждого объявленного промежуточного результата, что является стандартной схемой эвристического поиска, или эвристического метода обучения.

Если неизвестны и промежуточные результаты, и пути их достижения, ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, т. е. попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае учитель использует проблемный метод обучения.

Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось с помощью домашнего задания, вводного повторения, специальных форм опроса, и т.д. однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются, учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задач. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождений с целью ученик возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Это процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название дидактической поисковой модели. Закрывая от ученика разные элементы схемы вместе с начальными условиями получаются разновидности дидактической модели как метода, например, модельно-эвристический.

С середины 80-х годов ХХ века все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок аукцион, урок пресс-конференция и тому подобное . Все деловые игры – это реализация дидактической поисковой модели обучения. Играя свои роли ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью дидактической поисковой модели. Поскольку подготовить, например, урок пресс-конференцию невозможно, пользуясь только учебником, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению – это урок в форме семинара. Таким образом урок пресс-конференция представляет собой модельный семинар.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru