Продуктивные методы обучения

Страница 1

Для простого процесса обучения характерно наличие начальных условий, промежуточных результатов или задачи путей их достижения (решения) и конечного результата. Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за рассматриваемый период, а под начальными условиями – текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия – это те знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и к которым должны прибавиться новые результаты обучения.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.

Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное – это метод программированного обучения. Действительно, ученик знает, из чего исходить и что делать, получив результат по первой части программы действий, нужно перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов. Если промежуточный результат открытый, но способ их получения ученику не сообщается, то он использует разные пути с помощью множества эвристик. Ученик повторяет этот ряд действий после каждого объявленного промежуточного результата, что является стандартной схемой эвристического поиска, или эвристического метода обучения.

Если неизвестны и промежуточные результаты, и пути их достижения, ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, т. е. попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае учитель использует проблемный метод обучения.

Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось с помощью домашнего задания, вводного повторения, специальных форм опроса, и т.д. однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются, учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задач. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождений с целью ученик возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Это процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название дидактической поисковой модели. Закрывая от ученика разные элементы схемы вместе с начальными условиями получаются разновидности дидактической модели как метода, например, модельно-эвристический.

С середины 80-х годов ХХ века все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок аукцион, урок пресс-конференция и тому подобное . Все деловые игры – это реализация дидактической поисковой модели обучения. Играя свои роли ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью дидактической поисковой модели. Поскольку подготовить, например, урок пресс-конференцию невозможно, пользуясь только учебником, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению – это урок в форме семинара. Таким образом урок пресс-конференция представляет собой модельный семинар.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Виды одаренности и их признаки
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Анализ ...

Есть ли будущее у раздельного обучения
Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельн ...

Особенности реализации принципов обучения младших школьников английскому зыку
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком к ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru