Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Страница 1

Основной сферой деятельности детей до 7 — 8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: « .Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду . Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, игровой момент может быть и в процессе труда». Введение игр и игровых ситуаций возможно и необходимо на уроках трудового обучения. Игра на уроке будет успешной при соблюдении многих педагогических условий, назовем лишь некоторые, наиболее важные для уроков трудового обучения:

отражение учебного материала в содержании заданий игровых моментов;

взаимосвязь игры с трудовой деятельностью учащихся на данном уроке.

Игровые моменты и занимательные задания могут быть включены в урок на разных его этапах: в начале урока — для организации внимания к восприятию нового материала; на этапе объяснения трудового задания — с целью конкретизации учебной задачи и выяснения понимания ее детьми; при организации рабочего места — для приучения к собранности, порядку во время работы; при подведении итогов выполненного трудового задания — для оценки качества изделия и т.д.

Игра эффективна и в тех случаях, когда практическое задание вызывает у детей затруднение и заставляет их размышлять, опираться па имеющийся опыт и творчески применять его в новой учебной ситуации, исключая работу-копию.

Важно помнить, что игра на уроке может занимать три-семь минут и требует создания игровой обстановки с наглядностью, макетами героев народных сказок, фрагментами народных игр и т.д.

Дидактическая задача каждой игры или упражнения определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения или облегчения, органическую взаимосвязь с другими частями урока. При этом следует обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся. Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным.

Дидактические игры и упражнения

Упражнение «Наряди лису»

Упражнение выполняют в 3—4 классах, когда у детей уже имеется представление о народном костюме.

Дидактическая задача: закрепить представление о характерных деталях народной женской и мужской одежды; развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.

Дидактический материал: иллюстрации к сказке «Старик и лиса», детали-аппликации для отделки мужской и женской одежды, фигурки старика и лисы в белой одежде без отделки, фонохрестоматия «Народная музыка».

Содержание. На классной доске вывешены иллюстрации к сказке, изображающие главных героев. Учитель спрашивает учащихся, как можно догадаться, какого народа эта сказка. Учащиеся отвечают, что ответ подсказывают костюмы героев. Учитель обращает внимание детей на детали женской и мужской одежды героев сказки, выписывает на доску новые слова для запоминания. Затем иллюстрации закрываются, а учащиеся получают наборы деталей-аппликаций (по одному на парту). Дети «одевают» своих героев в народный костюм, используя детали из набора. После выполнения задания иллюстрации на доске можно открыть.

Примечание. В процессе упражнения как более легкий вариант одновременно со всеми можно предложить двум учащимся выполнить задание на доске, что позволит также сэкономить время.

Упражнение «Укрась Фартук»

Упражнение предлагается в 3—4 классах после ознакомления с характерными видами национального орнамента. Дидактическая задача: закрепить умение правильно подбирать геометрический орнамент для украшения предметов одежды, развивать чувство композиции.

Дидактический материал: образцы фартуков с отделкой, фартуки-заготовки, полоски-аппликации с геометрическим и растительным орнаментом разного формата.

Содержание. На классную доску вывешиваются образцы фартуков с отделкой по типу фланелеграфа. После анализа учитель убирает их и предлагает 2—3 ученикам у доски по-своему украсить фартуки узорами-полосками, сочетая их по цвету и размерам. Далее следуют коллективное обсуждение работы, сравнение с образцами и конкретные предложения остальных учащихся по доработке задания. Упражнение завершается обобщением учителя.

Примечание. Таким же образом можно украсить салфетки, полотенца, дорожки, варежки из бумаги с учетом специфики орнаментации каждого предмета.

Более сложная и трудоемкая разновидность задания — отделка ткани картофельными штампиками разных форм. Чтобы украсить салфетку, платочек, декоративную дорожку на стол, подставки под вазу, необходимо приготовить несколько картофельных штампов разных форм, текстильные краски (если их нет, то акварельные или гуашевые), полотно и кружева. На форму штампика наносят краску и затем по собственному вкусу печатают узор. Его можно составить в квадрате, круге, прямоугольнике, чередуя фигуры и краски. Края салфетки можно отделать бахромой, можно также пришить цветные кружева. Таким образом можно украсить бумажные салфетки, настенные плитки или составить бордюр на стене. (Как только материал наштампован и высушен, краска проглаживается с обратной стороны утюгом. Так она будет держаться прочнее.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Особенности реализации принципов обучения младших школьников английскому зыку
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком к ...

Психологическая готовность ребёнка к школе
Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович ещё в 60-е годы указывала, что готовность к ...

Система внеклассных занятий по литературному чтению на примере изучения произведений Владимира Ивановича Даля
Сейчас, когда детское чтение кричит СОС (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус. Ведь именно он, учитель, часто стоит у истоков за ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru