Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Педагогика » Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая » Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания

Страница 4

Как показало наше исследование, народная культура несёт в себе огромный воспитательный потенциал. Особое место в её арсенале занимает русский народный костюм, раскрывающийся как комплекс одежды, отражающий собой отношение человека к окружающему социальному и природному миру, к самому себе, к жизни.

Вышесказанное определяет значение русского народного костюма способствующего духовному наполнению личности, формированию гармоничной картины мира, формированию лучших человеческих качеств.

В результате разработанной программы в дипломной работе у учащихся конкретизируются представления о русском народном костюме, дополняются знания о его элементах и деталях, систематизируются знания о трудовых действиях в процессе изготовления костюма, формируются представления об особенностях костюма других народов. Школьники учатся устанавливать связи между спецификой народного костюма и природными условиями, материалами для изготовления одежды, имеющимися в данной местности. У них актуализируется потребность в обыгрывании произведений устного народного творчества (песен, хороводов, игр); стимулируются проявление положительных эмоций, направленных на получение информации о русском народном костюме. Данная Программа способствует проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре, воспитывается уважение к культуре других народов; формирует эстетические чувства в процессе восприятия народного костюма.

Анализ материалов по методике обучения технологии, и в частности структуры урока, а также их сравнение с соответствующей литературой по преподаванию других школьных предметов показывает, во-первых, некоторое расхождение в понятиях и, во-вторых, упрощенный подход к этому важному вопросу. Прежде всего, это касается содержания такого этапа урока, как практическая работа. Нами предложена следующая схема практической части занятия:

1 Вводный инструктаж учителя:

сообщение названия практической работы;

разъяснение задач практической работы;

ознакомление с объектом труда (образцом);

ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

инструктаж по технике безопасности.

2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы);

3.1. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся:

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания);

3.2. Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

3.3. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

4. Заключительный инструктаж учителя:

анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

На наш взгляд, составление развернутого плана-конспекта занятия по рекомендуемой схеме позволяет заранее учесть возможные методические проблемы, которые появляются у учителя в процессе работы.

Подведение итогов урока учителем включает:

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Таким образом, предложена схема способствует более плодотворной работе и учащихся, и педагога.

Наглядный материал к занятию «Способы и приемы завязывания шалей крестьянками Южного Алтая»

Образцы орнаментов

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...

Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объекти ...

Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках физической культуры
При оздоровительной тренировке по принципу «навстречу Природе» акцент делается на развитие сильных сторон двигательной подготовленности учащихся, присущих каждому соматотипу и наиболее бурно развивающихся именно в этом возрасте при таких занятиях моторная плотность занятий и средняя интенсивность н ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru