Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Педагогика » Система работы воспитателя детского сада по подготовке ребёнка к школе » Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В данном параграфе рассмотрим психолого-педагогическую особенность детей старшего дошкольного возраста.

Как показал анализ литературы по данной проблеме (А. Валлон, А.Л. Венгер, Р.Я. Гузман, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.В. Рубцов, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, В.Д. Щадриков, Д.Б. Эльклнин и др.), всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для того, чтобы решить вопрос о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования не будут для него чрезмерными, не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально – психологической адаптации и трудностям обучения. Однако проведение обследования в последние месяцы перед школой практически не оставляет времени для развития несформированных функций и индивидуальной работы с ребенком по подготовке к школе. Гораздо эффективнее провести целенаправленное обследование за год до школы.

Готовность школьника к обучению в школе определяется, прежде всего, анатомо-физиологическим и психическим развитием, значительной анатомо-физиологической перестройкой организма, которая обеспечивает включение ребёнка в учебную деятельность и формирование ряда особенностей личности. В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга ребёнка. Он увеличивается в среднем до 1 кг 350г. Особенно сильно развиваются большие полушария, в первую очередь, любые доли связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребёнку перестраивать своё поведение в соответствии с изменившимися условиями с возросшими требованиями старших, что важно для нового этапа его жизни – поступления в школу.

Надо учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Ряд исследователей отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях. Всякое перенапряжение опасно для ребёнка, что обязывает учителя и родителей следить за строгим соблюдением его режима.

В возрасте шести лет можно выделить наиболее существенные личностные новообразования этого возраста: соподчинение мотивов и, не менее важное, – способность воображения как основы творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе.

Шестилетним детям ещё, в полной мере, свойственны те черты, которые характеризуют дошкольников. Это, прежде всего, преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности, который больше всего привлекает ребёнка и внутри которого складываются наиболее важные психологические новообразования. Практическое отношение ребёнка к поставленным перед ним задачам, характеризующимся стремлением добиться конечного результата, а не выяснить суть дела, понять, как этот результат достигается. Вместе с тем шестилетние дети отличаются от детей предшествующих дошкольных, возрастных групп значительным ростом произвольности, управляемости поведения, развитием познавательных интересов, появлением новых форм общения со взрослыми и сверстниками, основанных на внимание и уважение к личности другого человека.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь даёт возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам ещё трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru