Необходимо отметить тот факт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию её целей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применения самостоятельной работы учеников как при изучении информатики в школе, так и при обучении всем другим дисциплинам. Рассмотрим различные аспекты данного вопроса.
При отборе содержания для самостоятельной работы необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности ее применения:
включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и школьников;
усиление роли контрольно-диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной работы;
формирование активно-поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса;
учет индивидуальных стилей учебной деятельности.
К условиям отбора содержания самостоятельной работы можно отнести достаточно большой ряд различных факторов, большую роль играют следующие:
Обеспечение правильного сочетания объема совместной с учителем
работы и самостоятельной.
Методически правильная организация работы учащегося в классе и вне его.
Обеспечение ученика необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие
ученика за ее качественное выполнение.
При построении системы заданий самостоятельных работ каждый учитель должен руководствоваться следующими дидактическими требованиями:
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.
Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталон, разработку индивидуальных форм контроля.
При самостоятельном обучении у школьников формируются прочные мотивы учения, постоянного совершенствования, самообучения, самовоспитания и самоорганизации в ходе урока. Такой урок обучает рациональной организации самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности. Так как по форме и содержанию самостоятельные работы могут быть разнообразны, это позволяет значительно повышать интерес учащихся к предмету и влиять на совершенствование процесса обучения.
Таким образом, организация самостоятельной работы проходит в несколько этапов. На первом этапе учитель организует элементарную работу учащихся по самообучению. На втором этапе учитель дает рекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно для всех. На третьем этапе учитель организует на занятиях обобщающие беседы по самостоятельно изученному материалу. На четвертом этапе основной формой является индивидуальная работа с учащимися дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентации каждого. Психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы: включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и школьников; усиление роли контрольно-диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной работы; формирование активно-поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса; учет индивидуальных стилей учебной деятельности. Конкретные примеры организации самостоятельной работы на уроках информатики на примере темы «Настройка анимации в мультимедиа презентации» будут рассмотрены во второй главе.
Информация по теме:
Игровые педагогические технологии и их использование при
обучении изобразительному искусству
В настоящее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса. Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнени ...
Семинарское занятие в
проблемном обучении
Семинарские занятия рассматриваются как средство повышения познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны еще и тем, что каждый может высказать свое мнение, если потр ...
Оценка эффективности методики проведения деловых
игр по экономике в 11 классе
Для оценки эффективности разработанной методики необходимо выделить критерии ее оценки: Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов. Организация самостоятельной работы учащихся. Усвоение учащимися запланированных образовательных результатов определяется с помощью контрольно-измер ...