Труд окружает ребенка с самых ранних лет, участвуя в его воспитании и развитии на продолжении всей жизни.
На ранних этапах развития человеческого общества детей с малых лет включали в повседневную трудовую деятельность семьи. Труд являлся главным учителем и воспитателем детей.
Свое отражение идея соединения обучения с трудом нашло в педагогических трудах многих великих педагогов, мыслителей, ученых как Зарубежной истории, так и русской. Они понимали труд, как необходимый фактор, неотъемлемой частью в процессе обучения и воспитания детей. Они считали, что труд развивает многие положительные качества, способствует лучшему пониманию всех теоретических знаний, получаемых в процессе обучения.
Идея соединения обучения с трудом на различных этапах истории педагогики занимала различные места в системе образования.
Например, в Зарубежной педагогике ей уделялось много внимания в трудах великих ученых прошлого Т. Морр, Т. Кампанелла, Д. Локка, Ф.М.Ш. Фурье, Д. Дьюи и др. особенно в XVIII–XIX вв. Было много попыток введения трудовой деятельности в систему школьного обучения: уроки ручного труда, ремесла и рукоделие.
В истории русской педагогики идея соединения обучения с производительным трудом появилась позже, в работах некоторых великих мыслителей, ученых, педагогов, таких как К.Д. Ушинского, В.Н. Татишев, П.Н. Игнатьев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Каптерев и др. А применение в практике получает в конце XIX начало ХХ в, когда появляется идея о создании «Трудовой школы», в которой обучение происходит во взаимосвязи с производительным трудом.
На территории Казахстана на ранних этапах истории идея соединения обучения с трудом приняла немного другое значение. Труд вводился в школу. Как средство передачи определенных узкоспециализированных навыков и умений, понижая уровень получаемых знаний по другим наукам: грамоте, арифметике, чтению и др.
И только после становления Советской власти в Казахстане, идея развития соединения обучения с трудом получает другую направленность.
В этот период трудовое воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной и общественно полезной работы. Трудовое воспитание становится обязательным предметом в школьной системе образования.
Все это приводит к появлению понимания труда как метода и формы организации обучения, что способствует успешному развитию учащихся, формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
Мы считаем, что необходимо продолжать изучать и развивать идею соединения обучения с производительным трудом.
Рекомендуем обсуждать трудовое воспитание ребенка с его родителями, выявлять и находить наиболее эффективные методы приучения ребенка к труду, воспитание у него положительного отношения и уважения трудовой деятельности, формировать у ребенка понимания о необходимости и значимости труда в его жизни с малых лет и во взрослой самостоятельной деятельности.
Родителям рекомендуем вовлекать ребенка в повседневный и посильный для него труд, воспитывая тем самым такие качества, как трудолюбие, ответственность, аккуратность и многие другие.
Педагогам рекомендуем продолжать искать и разрабатывать новые методики проведения обучения во взаимосвязи с производительным трудом, методики дающие наиболее положительный эффект. Не забывая при этом учитывать индивидуальные, возрастные, физические и психологические особенности ребенка.
Труд как метод формы организации обучения должен использоваться системно, от простого к сложному, в определенном порядке. Только при учете этих характеристик будет достигнуто цель трудового воспитания, которой является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, будут решены задачи таки как, воспитание положительных качеств, формирование трудовых умений и навыков, развитие самостоятельной и трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности и другие.
Информация по теме:
Особенности лирики как литературного рода
Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин. Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литерату ...
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации ...
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи. Так, в исследовании В.А. Ковшикова и Ю.Г. Демьянова из 40 детей с ЗПР 7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е. В. Мальцевой в младших классах школы для детей с ...