Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска

Страница 5

Курс «ОРКиСЭ» появился в российских школах по распоряжению Президента РФ Медведева. В Минобрнауки меньше чем за полгода разработали модульную программу и запустили в печать учебные пособия.

У деления на модули есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, такой вариант программы ограничивает монополию представителей какой – либо конфессии в сфере духовно-нравственного воспитания. С другой стороны, «вариативный» подход не поможет воспитывать толерантных граждан, уважающих убеждения других. Если каждому школьнику будут рассказывать только об одной религиозной культуре, дети перестанут понимать людей, воспитанных в иных традициях. Отношение к представителям другой нации или религии тоже вряд ли окажется положительным.

Как показывает практика преподавания предмета, директорам приходится сталкиваться не с «нравственными» сложностями, а с организационными проблемами. В крае трудно найти школу, где велись бы все шесть модулей «ОРКиСЭ» одновременно. Как правило, это связано с выбором учеников. Однако, находятся дети, которым интересны ислам, буддизм или иудаизм. Обычно их набирается не более десяти на школу. Обеспечить отдельные уроки им не могут: нет ни педагогов, ни денег на оплату лишних ставок. Иногда, учеников из разных школ, выбравших «редкий» модуль, собирают на общие занятия.

Особенно остро эта проблема встает в сельских районах, где на несколько школ может быть один учитель, или, наоборот, дети из нескольких деревенских поселений учатся в одной школе.

Однако, усилий руководства учебных учреждений недостаточно – нужна комплексная работа с родителями учеников. Без координации усилий школы и семьи реализовать все цели курса в полной мере не представляется возможным. Необходимо обеспечить серьезный подход учащихся к изучению «Основ религиозной культуры и светской этики».

Из – за поспешности при реализации программы курса, так же возникла проблема с обеспечением методическим материалом. Предложенные учебные пособия не отвечают воспитательным и информативным требованиям. Ангажированность различных модулей курса ставит дополнительные задачи перед преподавательским коллективом – соблюдение естественного права учеников на свободу совести. В текстах учебников отсутствуют параллели между этическими категориями различных религиозных культур. Это было бы полезно для лучшего понимания нравственных принципов, которым должны учить данные пособия.

Необходимо создание координационной группы, задачей которой должен быть сбор и систематизация замечания по содержанию и структуре учебников. По результатам работы подобного экспертного совета следует, изменит характера подачи материала и оформление - это позитивно повлияет на результативность всего курса. В нынешнем виде преподавание каждого из модулей требует большой дополнительной работы со стороны учителя, который не всегда является компетентным в вопросах религиозного образования.

В связи с этим, подготовка грамотных специалистов, как мы считаем, является более приоритетной задачей, чем доработка учебных пособий. Учитель, изучавший религию и культуру разных народов, может самостоятельно, опираясь как на собственные знания, так и на серьезные работы в области религиоведения, разрабатывать уроки по темам, содержащихся в программе курса.

Проблему обучения самих учителей можно решить путем увеличения продолжительности и частоты проведения курсов повышения квалификации. Желательно присутствие групп специалистов в области религиозного образования, при краевых министерствах образования и науки, для оказания своевременного содействия, как педагогам, так и администрации школ и районных отделений народного образования. В долгосрочной перспективе возможно внедрение в ВУЗы дополнительных предметов «Методика преподавания религиоведения», «Религиоведение», «История религии» при педагогических отделениях.

На данном этапе апробации курса «Основ религиозных культур и светской этики» будет полезным создание региональных координационных центров для обмена опытом преподавания религиозного компонента в качестве самостоятельного предмета. Проводимые по данной проблематике конференции немногочисленны и редки, имеют жесткий временной регламент, что не позволяет их участникам разрешить все имеющиеся у них вопросы.

Следует, так же, рассмотреть материальное состояние школ в регионах – участниках эксперимента. Библиотечные фонды не могут обеспечить всех учащихся. Это связано не только с учебниками по модулям «ОРКиСЭ», но и с художественной литературой, дополнительное изучение которой может быть необходимым при освоении школьниками материала некоторых уроков. К тому же, привлечение классических сюжетов может проиллюстрировать преемственность традиций разных народов.

Апробация курса «Основ религиозных культур и светской этики» носит характер федерального эксперимента. Значит, решением проблем, возникающих в его ходе, должно заниматься правительство Российской Федерации. Однако, без создания системы отчетности, которая позволяла бы следить за внедрением нового предмета во всех областях региона, с последующей ее передачей краевым министерствам образования и отправкой всероссийскому координационному совету, своевременно решать существующие трудности не представляется возможным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ
При проведении анализа занятий в различных детских садах в условиях внедрения ФГТ показал, что данные требования обеспечивают высокий уровень образовательного процесса в ДОУ. После внедрения ФГТ занятия стали иметь более выраженную направленность на улучшение и развитие того или иного качества ребе ...

Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 1-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сум ...

Профессиональная практика: место и роль в подготовке будущего специалиста
Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем: Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru