Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска

Страница 3

Позитивное отношение к курсу у учеников вызвано следующими факторами: 1) необычность предмета изучения и формы урока - возможность свободно обсудить явления, никак не связанные с традиционными школьными дисциплинами; 2) красочность и наглядность – иллюстрации, необходимость использования дополнительного материала. Это качественно выделяет уроки, по сравнению со «скучными» русским языком, математикой; 3) отсутствие четко сформулированного требования выполнения домашнего задания. Задания носят рекомендательный характер – «обсудите», «попросите рассказать», «найдите»; 4) отсутствие системы оценивания – оценка для младшего школьника является необходимым стимулом в учебе – в возрасте 11 лет не все дети понимают необходимость образования самого по себе. Отсюда, несерьезный подход к занятиям по курсу вообще, низкая активность при работе на уроке, малое количество выполнения заданий. По этому, у детей и не возникает трудностей с изучением этого предмета – нет оснований указать на неуспеваемость ученика.

В пользу курса говорит процент учеников, получивших новые знания – представления о религиозной культуре и нравственных норма человек получает всю жизнь. Во время изучения «Основ религиозной культуры и светской этики» дети получают единовременно большой блок информации по этим вопросам. Что, в свою очередь, может стимулировать интерес к дальнейшему продолжению изучения курса – подобное намерение проявили многие, участвовавшие в опросе, ученики.

Так же, при оценке общей значимости предмета, отметим, что есть ученики, которые получили новые практические навыки, и смогли их проявить – курс содержит большое количество заданий, позволяющих раскрыть потенциал ребенка, если он выполняет их. Во многом, этому может способствовать техническое оснащение школы – тесты, присутствующие в электронных пособиях, направленны не только на проверку теоретических знаний, но и на умение применять эти знания, в соответствии с ситуацией.

Нежелание заниматься изучением предметов, подобных «ОРКиСЭ», вне рамок школьного образования вызвано возрастными особенностями школьников – 10 – 12 – младший подростковый возраст. Школа воспринимается как место общения, а не обучения. Ученик не захочет тратить время на узко – специальное обучение.

Рассмотрев результаты анкетирования, мы переходим к анализу личного опыта преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики».

Первая неделя практики проходила в пассивной форме - это позволило сформировать представление об уровне подготовки учеников, ознакомится с методами ведения урока.

В пятом классе предмет «История» только вводится. У учеников отсутствуют обобщённые представления о существующем многообразии культур и народов. Без этого знания, изучение религиозной культуры и этики, являющихся результатом общественной мысли, формирующейся в ходе всего исторического процесса, существенно затрудняется.

Это вызывает ряд проблем при подготовке к уроку:

1) Учитывая отсутствие комплекса представления о развитии общества, существовала необходимость дополнения основной темы урока (имеющей характер отвлеченного рассмотрения какой – либо нравственной категории) кратким обзором эволюции этических представление в истории.

2) При рассмотрении нравственных архетипов (богатыри, рыцари, леди и джентльмены) кроме необходимости рассмотрения соответствующей исторической действительности, приходилось корректировать представления, сформировавшиеся в сознании детей под воздействием медиа – культуры (компьютерные игры, некоторые современные фильмы).

3) Отсутствие сформировавшегося представления о национальной самоидентификации не позволяло в полной мере раскрыть темы, посвященные культуре конкретных народов – ученики еще не способны выделить характерные признаки, определяющие принадлежность к соответствующему этносу.

Кроме этого, встает вопрос подборки дополнительной литературы – здесь выделяется две проблемы: 1) скудный библиотечный фонд школы – даже один класс невозможно обеспечить нужной литературой. Доступность интернета не всегда может стать решением – когда возникает необходимость работы с книгой во время урока; 2) литература, которую можно использовать в целях нравственного воспитания, достаточно серьезна, и требует от читателя понимания мировоззренческих и аксиологических принципов – чего нельзя в полной мере требовать от 10 – 12 детей.

Мы хотим обратить внимание на вопрос, связанные с обеспечением учебными пособиями по курсу «ОРКиСЭ» на местном уровне. Школа № 145 обеспечена печатными учебниками в необходимом объеме, однако, электронные пособия, в количестве, необходимом для обеспечения всего преподавательского состава, не говоря об учениках, присутствуют только по блоку «Основы светской этики». Школа № 10 так же в полной мере обеспечена необходимыми пособиями, но учебники выдаются детям только на время урока – для предотвращения их порчи и утери.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...

Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...

Воспитание как средство формирования личности человека
Основой воспитания (фундаментом фундамента) является воспитательная готовность — особое состояние психофизиологических структур, которое формируется под воздействием внешних и внутренних факторов и предшествует собственно воспитанию и обучению, всякому психическому процессу: ощущению, восприятию, п ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru