Особенности внедрения курса «ОРКиСЭ» в средних школах г. Красноярска

Страница 3

Позитивное отношение к курсу у учеников вызвано следующими факторами: 1) необычность предмета изучения и формы урока - возможность свободно обсудить явления, никак не связанные с традиционными школьными дисциплинами; 2) красочность и наглядность – иллюстрации, необходимость использования дополнительного материала. Это качественно выделяет уроки, по сравнению со «скучными» русским языком, математикой; 3) отсутствие четко сформулированного требования выполнения домашнего задания. Задания носят рекомендательный характер – «обсудите», «попросите рассказать», «найдите»; 4) отсутствие системы оценивания – оценка для младшего школьника является необходимым стимулом в учебе – в возрасте 11 лет не все дети понимают необходимость образования самого по себе. Отсюда, несерьезный подход к занятиям по курсу вообще, низкая активность при работе на уроке, малое количество выполнения заданий. По этому, у детей и не возникает трудностей с изучением этого предмета – нет оснований указать на неуспеваемость ученика.

В пользу курса говорит процент учеников, получивших новые знания – представления о религиозной культуре и нравственных норма человек получает всю жизнь. Во время изучения «Основ религиозной культуры и светской этики» дети получают единовременно большой блок информации по этим вопросам. Что, в свою очередь, может стимулировать интерес к дальнейшему продолжению изучения курса – подобное намерение проявили многие, участвовавшие в опросе, ученики.

Так же, при оценке общей значимости предмета, отметим, что есть ученики, которые получили новые практические навыки, и смогли их проявить – курс содержит большое количество заданий, позволяющих раскрыть потенциал ребенка, если он выполняет их. Во многом, этому может способствовать техническое оснащение школы – тесты, присутствующие в электронных пособиях, направленны не только на проверку теоретических знаний, но и на умение применять эти знания, в соответствии с ситуацией.

Нежелание заниматься изучением предметов, подобных «ОРКиСЭ», вне рамок школьного образования вызвано возрастными особенностями школьников – 10 – 12 – младший подростковый возраст. Школа воспринимается как место общения, а не обучения. Ученик не захочет тратить время на узко – специальное обучение.

Рассмотрев результаты анкетирования, мы переходим к анализу личного опыта преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики».

Первая неделя практики проходила в пассивной форме - это позволило сформировать представление об уровне подготовки учеников, ознакомится с методами ведения урока.

В пятом классе предмет «История» только вводится. У учеников отсутствуют обобщённые представления о существующем многообразии культур и народов. Без этого знания, изучение религиозной культуры и этики, являющихся результатом общественной мысли, формирующейся в ходе всего исторического процесса, существенно затрудняется.

Это вызывает ряд проблем при подготовке к уроку:

1) Учитывая отсутствие комплекса представления о развитии общества, существовала необходимость дополнения основной темы урока (имеющей характер отвлеченного рассмотрения какой – либо нравственной категории) кратким обзором эволюции этических представление в истории.

2) При рассмотрении нравственных архетипов (богатыри, рыцари, леди и джентльмены) кроме необходимости рассмотрения соответствующей исторической действительности, приходилось корректировать представления, сформировавшиеся в сознании детей под воздействием медиа – культуры (компьютерные игры, некоторые современные фильмы).

3) Отсутствие сформировавшегося представления о национальной самоидентификации не позволяло в полной мере раскрыть темы, посвященные культуре конкретных народов – ученики еще не способны выделить характерные признаки, определяющие принадлежность к соответствующему этносу.

Кроме этого, встает вопрос подборки дополнительной литературы – здесь выделяется две проблемы: 1) скудный библиотечный фонд школы – даже один класс невозможно обеспечить нужной литературой. Доступность интернета не всегда может стать решением – когда возникает необходимость работы с книгой во время урока; 2) литература, которую можно использовать в целях нравственного воспитания, достаточно серьезна, и требует от читателя понимания мировоззренческих и аксиологических принципов – чего нельзя в полной мере требовать от 10 – 12 детей.

Мы хотим обратить внимание на вопрос, связанные с обеспечением учебными пособиями по курсу «ОРКиСЭ» на местном уровне. Школа № 145 обеспечена печатными учебниками в необходимом объеме, однако, электронные пособия, в количестве, необходимом для обеспечения всего преподавательского состава, не говоря об учениках, присутствуют только по блоку «Основы светской этики». Школа № 10 так же в полной мере обеспечена необходимыми пособиями, но учебники выдаются детям только на время урока – для предотвращения их порчи и утери.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Методика проведения тестирования в средней школе
С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника ...

Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...

Характеристика атлетической гимнастики
Атлетизм (культуризм)- это система физических упражнений, главным образом, с отягощением, которая основывается на научных знаниях анатомии, физиологии, основ питания, а также техники и методики выполнения силовых упражнений. Среди многообразных средств и методов физического воспитания занятия с тяж ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru