Библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации

Педагогика » Общая характеристика методов исследований в теории физического воспитания » Библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации

Страница 1

Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что без освоения обширной литературы и собственно документальных материалов, имеющих отношение к исследуемой проблеме, в настоящее время не мыслится сколько – нибудь серьёзное теоретическое исследование. Объём научной информации (выраженной в количестве специальных публикаций – книг, статей, рефератов и т.п.) сейчас во всех отраслях науки стремительно возрастает, увеличиваясь за каждое десятилетие не менее чем вдвое. По проблематике теории физической культуры и смежным проблемам ежегодно появляются многие тысячи работ. Не то что освоить, но и просто прочитать все их одному исследователю непосильно. На помощь приходят библиография (прикладная дисциплина, дающая описание и систематизацию печатных изданий) и прикладная документалистика (дисциплина, занимающаяся методами организации научной и технической информации), библиографические каталоги различного типа (алфавитные, предметные, систематические) в библиотеках, научно – исследовательских и специальных информационных учреждениях, библиографические и реферативные издания (печатные указатели издаваемой литературы, реферативные журналы, обзорные бюллетени и т.п.), а в последние десятилетия – отраслевые автоматизированные информационно – поисковые системы.

Ценная информация для исследований по теории физической культуры содержится в официальных документах (постановлениях и решениях директивных органов, нормативных документах, учётно – отчётной документации, статистических сводках, деловой переписке, других документальных материалах официального характера, отражающих состояние физической культуры, общие тенденции и актуальные задачи её развития), в архивных материалах, а в определённых случаях и в личных документах (например, в дневниковых записях, верно отражающих факты физкультурной жизни). Такого рода информация часто имеет не только общеориентировочное, но и научно – познавательное значение.

Исследователь должен уметь квалифицированно вести библиографический розыск, свободно ориентироваться в источниковедческих материалах, владеть техникой поиска и навыками обработки литературно – документальной информации: уметь вести тематическую картотеку по исследуемой работе, иметь навыки аннотирования, реферирования, конспектирования, контекст – анализа (формализованный способ выделения смысловых единиц текста и количественной обработки содержащейся в нём информации), систематизации выделенных представлений и фактов и т.п. По итогам изучения специальной литературы и собственно документальных источников формируется основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы, где с возможно полным охватом исходных фактов и оценкой существующих точек зрения должна быть чётко очерчена проблемная ситуация.

Многие стороны физического воспитания находят своё отражение в различных документах (планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований, руководящих материалах и сводных отчётах спортивных организаций, материалах инспектирования, учебных планах и программах, врачебно – физкультурных картах и пр.). Они преследуют практические цели, но вдумчивый, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы.

Анализ дневников тренеров и спортсменов даёт возможность выявить: 1) направление учебного процесса; 2) основные средства и систему их применения, в том числе комплекс применяемых упражнений и удельный вес в нём тех или иных упражнений; 3) объём и интенсивность тренировочных нагрузок; 4) спортивно – технические показатели, число соревнований; 5) самочувствие спортсменов, их субъективную оценку эффективности применяемых упражнений; 6) основные методы тренировочной работы.

Известно, что многие проблемы физического воспитания в своё время не нашли отражения в публикациях. В этом случае только изучение архивных материалов позволит не "открывать давно открытое", избежать ошибок и пойти по верному пути. Данный метод является одним из старейших методов в науке. Его конкретные формы чрезвычайно многообразны и подвергаются постоянным изменениям в соответствии с изменениями документации на том или ином этапе развития общества. В настоящее время не существует единой классификации документов, и усилия специалистов направлены на разработку признаков, по которым можно было бы строить различные классификации (см. приложение).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Выявление уровня эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Выявленная модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся младших классов к музыке послужила основой для разработки программы экспериментальной работы, рассчитанной на 6 недель, определения методов и условий её организации. Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №60 ...

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве
В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил и стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости, по Я.А. Коменскому, до 24 лет. Первой ступенью воспитания и образования детей от рожден ...

Виды одаренности и их признаки
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Анализ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru