Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что без освоения обширной литературы и собственно документальных материалов, имеющих отношение к исследуемой проблеме, в настоящее время не мыслится сколько – нибудь серьёзное теоретическое исследование. Объём научной информации (выраженной в количестве специальных публикаций – книг, статей, рефератов и т.п.) сейчас во всех отраслях науки стремительно возрастает, увеличиваясь за каждое десятилетие не менее чем вдвое. По проблематике теории физической культуры и смежным проблемам ежегодно появляются многие тысячи работ. Не то что освоить, но и просто прочитать все их одному исследователю непосильно. На помощь приходят библиография (прикладная дисциплина, дающая описание и систематизацию печатных изданий) и прикладная документалистика (дисциплина, занимающаяся методами организации научной и технической информации), библиографические каталоги различного типа (алфавитные, предметные, систематические) в библиотеках, научно – исследовательских и специальных информационных учреждениях, библиографические и реферативные издания (печатные указатели издаваемой литературы, реферативные журналы, обзорные бюллетени и т.п.), а в последние десятилетия – отраслевые автоматизированные информационно – поисковые системы.
Ценная информация для исследований по теории физической культуры содержится в официальных документах (постановлениях и решениях директивных органов, нормативных документах, учётно – отчётной документации, статистических сводках, деловой переписке, других документальных материалах официального характера, отражающих состояние физической культуры, общие тенденции и актуальные задачи её развития), в архивных материалах, а в определённых случаях и в личных документах (например, в дневниковых записях, верно отражающих факты физкультурной жизни). Такого рода информация часто имеет не только общеориентировочное, но и научно – познавательное значение.
Исследователь должен уметь квалифицированно вести библиографический розыск, свободно ориентироваться в источниковедческих материалах, владеть техникой поиска и навыками обработки литературно – документальной информации: уметь вести тематическую картотеку по исследуемой работе, иметь навыки аннотирования, реферирования, конспектирования, контекст – анализа (формализованный способ выделения смысловых единиц текста и количественной обработки содержащейся в нём информации), систематизации выделенных представлений и фактов и т.п. По итогам изучения специальной литературы и собственно документальных источников формируется основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы, где с возможно полным охватом исходных фактов и оценкой существующих точек зрения должна быть чётко очерчена проблемная ситуация.
Многие стороны физического воспитания находят своё отражение в различных документах (планах и дневниках тренировок, протоколах соревнований, руководящих материалах и сводных отчётах спортивных организаций, материалах инспектирования, учебных планах и программах, врачебно – физкультурных картах и пр.). Они преследуют практические цели, но вдумчивый, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы.
Анализ дневников тренеров и спортсменов даёт возможность выявить: 1) направление учебного процесса; 2) основные средства и систему их применения, в том числе комплекс применяемых упражнений и удельный вес в нём тех или иных упражнений; 3) объём и интенсивность тренировочных нагрузок; 4) спортивно – технические показатели, число соревнований; 5) самочувствие спортсменов, их субъективную оценку эффективности применяемых упражнений; 6) основные методы тренировочной работы.
Известно, что многие проблемы физического воспитания в своё время не нашли отражения в публикациях. В этом случае только изучение архивных материалов позволит не "открывать давно открытое", избежать ошибок и пойти по верному пути. Данный метод является одним из старейших методов в науке. Его конкретные формы чрезвычайно многообразны и подвергаются постоянным изменениям в соответствии с изменениями документации на том или ином этапе развития общества. В настоящее время не существует единой классификации документов, и усилия специалистов направлены на разработку признаков, по которым можно было бы строить различные классификации (см. приложение).
Информация по теме:
Профилактика и коррекция неадекватного поведения учащихся экспериментального
класса
Целью данного этапа является профилактика и коррекция неадекватного поведения в экспериментальном 3 «А» классе. Под неадекватным поведением следует понимать нарушение в поведении младших школьников. Данный этап проводился с 3.02 по 22.02. на данном этапе проводились различные игры по коррекции неад ...
Понятия «процесс», «процесс обучения»
Обучение наряду с игрой и трудом рассматривается как один из важнейших видов деятельности человека. В широком смысле обучение - это процесс усвоения исторического опыта человечества. В более узком - двусторонний процесс, взаимодействие между тем, кто учит, и тем, кто учится. Это своеобразный процес ...
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности речевых умений
детей 2 — 3 летнего возраста
Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых». Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотн ...