Рукописные документы – это документы, отражающие планирование учебного процесса (рабочие планы, конспекты, графики и т.п.), а также дневниковые записи тренера и спортсмена, протоколы соревнований.
К общественным документам относятся те, которые не имеют авторства и размножены для широкого пользования. Надо помнить, что не все общественные документы являются официальными. Данный тип документов целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо получить событийную информацию (информацию о минувших событиях, явлениях) для воспроизведения прошлого, которая акцентирует внимание на том, что говорится в том или ином документе, т.е. имеет историческую направленность. Очевидно, что общественные документы имеют в этом случае преимущества перед личными, так как не требуют "нейтрализации" возможного субъективизма, заложенного в личных документах.
Естественные документы обладают тем преимуществом, что отражают реально существенную документацию, порою апробированную многолетней практикой деятельности людей. Однако обрабатывать такие документы бывает очень трудно, так как их "язык" часто не соответствует гипотезе исследования.
"Спровоцированными" ("целевыми") документами считаются те, которые специально создаются и вводятся в обращение для решения какой – либо задачи исследования. Это позволяет чётко выделить необходимую информацию и обработать её. Однако введение в обращение "спровоцированных" документов может быть тенденциозным, искажающим оправданные нормы ведения документации.
К первичным относятся оригинальные документы, авторские подлинники (классные журналы, протоколы и стенограммы совещаний, планы тренировки, написанные рукой тренера). Эти источники, так сказать, непосредственно отражают явления прошлого, в силу своей большей достоверности они имеют наибольшую ценность. Они могут иметь вид рукописи, машинописи. В последнем случае на документе должна быть подпись автора или руководителя учреждения.
Вторичные документы строятся на основе первичных (например, сводные данные по нескольким первичным документам); они могут иметь вид машинописных или фотографических копий. Копии должны быть заверенными, в противном случае их следует перепроверить, сличив с подлинниками, или с другими копиями, или с аналогичными источниками. Вторичным документам может являться книга, статья, акт обследования, если в них обобщаются, анализируются первичные источники.
Каждый документ может одновременно характеризоваться несколькими признаками. Например, рукописный документ может быть личным (или общественным), неофициальным (или официальным), естественным (или "спровоцированным"), первичным (или вторичным). Печатные документы могут быть только общественными и официальными, естественными (или "спровоцированными"), первичными (или вторичными). Использование статистических документов делает анализ событий и фактов более достоверным, придаёт ему подлинную научность.
Отбор и последующее изучение документов должны проводиться с учётом хронологического, географического и тематического признаков.
При всем разнообразии форм и содержания документов существуют общие способы их анализа, которые делятся на две группы: традиционные и формализованные.
Традиционные способы сравнительно многообразны. К ним относят общие способы (понимание, интуиция, осмысление) и специальные (историковедческие, психологические, юридические). Формализованные способы призваны повысить объективность изучения содержания документа. Наиболее широкое распространение получил способ контент – анализа (анализа содержания). Контент – анализ предусматривает использование математических средств исследования, а потому иногда называется способом "количественного анализа содержания". Данный способ не только уменьшает долю субъективизма в оценке документа, но и позволяет представить содержания документа в удобном для обработки виде (как выражаются социологи, "перевести с языка документа на язык гипотезы").
Информация по теме:
Комплекс тестов для измерения уровня сформированности
навыков и умений аудирования, чтения, письма учащихся седьмого класса
С развитием тестирования как формы контроля учебных достижений школьников внимание вопросу разработки тестов уделяется не только со стороны известных методистов. В методической литературе появляются тесты, составленные учителями-практиками на материале определенного учебника или конкретной темы. В ...
Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а
класса МОУ СОШ №1
Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся. Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся. Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика представляет собой тест личности, направленный ...
Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2 — 3
летнего возраста посредством развития мелкой моторики
Мелкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелкой (тонкой) моторики детей 2 — 3 летнего возраста обусловлено развитием манипулятивной деятельности, с её появлением происходит формирование основных навыков, ко ...