В экспериментальном обучении учащиеся получали индивидуальные задания по математике при прохождении темы «Сложение и вычитание в пределах 100» и только лишь на итоговой контрольной работе выполняли задания по вариантам.
Такую же тему изучали учащиеся параллельного класса. Причём, на уроках учитель организовывал, как обычно, и самостоятельные работы, но без соблюдения индивидуальных особенностей учащихся в смысле сформированности у них умений самостоятельной работы. По согласию с коллегой было проверено качество усвоения учащимися темы и проведена итоговая контрольная работа в параллельном классе.
Её результаты изложены ниже ─ в графе «контроль».
Таблица 13
Качество выполнения заданий учащимися 1-ых классов по математике по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»
Задания |
Число учащихся, выполнивших работу (из 20 чел.) | |
Эксперимент «5» «4» «3» «2» |
Контроль «5» «4» «3» «2» | |
Сложение вида 34+20, 34+2 Сложение вида 36+4 Сложение вида 40+20 Вычитание вида 50-30 Вычитание вида 75-20,75-2 Вычитание вида 80-3 |
13 5 3 - 15 4 1 - 18 2 - - 18 2 - - 15 3 2 - 8 8 2 2 |
5 5 6 4 4 7 4 5 5 10 3 2 5 10 3 2 5 3 9 3 3 7 5 5 |
Итоговая контрольная работа |
10 8 2 - |
5 4 7 4 |
Как видно, результаты учащихся экспериментального класса гораздо выше. Следовательно, учёт индивидуальных способностей при выполнении самостоятельных работ обязателен. Особенно важно применять индивидуальный подход на первом году обучения, когда навыки самостоятельной работы только формируются.
Общеизвестно, что современный урок немыслим без дифференцируемого обучения. Дифференцируемый подход к учащимся требует большой подготовки учителя к урокам. Нужно подготовить много дополнительного материала (карточки, перфокарты, наглядные пособия, раздаточный материал и так далее), а также большого напряжения учителя на таких уроках, но, несмотря на это, там, где позволяет тема, цель урока, мы старались использовать дифференцированный подход, так как это даёт положительные результаты.
Приведём для примера, как мы использовали дифференцированный подход к учащимся на уроках математики в 1-м классе.
При экспериментальном обучении в начале изучения чисел первого десятка задания для самостоятельной работы давались преимущественно более подготовленным учащимся. Вторая группа детей, особенно на первых уроках, требовала большого внимания со стороны учителя. Дав более сильным детям самостоятельную работу, занимались с менее подготовленными детьми. Но задания для самостоятельных работ и задания, которые выполнялись под руководством учителя, были однотипны. После счёта предметов от 1 до 10 и от 10 до 1 работа проводилась по группам.
Первая группа (более сильные учащиеся) получили задание по карточкам: «Нарисовать последовательность 1,2,3 предметов и обозначить их соответственно цифрами; расположить карточки одна под другой, начиная с обозначения меньшего количества предметов».
Вторая группа учащихся работала под руководством учителя: образование чисел 2 и 3 и обозначение их соответственно цифрами.
Для лучшего усвоения чисел 6,7,8,9,10 необходимо было показать систему разложения числа на два слагаемых и научить детей пользоваться ею.
На 1-м этапе урока работа велась со всеми учащимися коллективно. На 2-м этапе первая группа детей работала самостоятельно, а вторая ─ с учителем. На 3-м этапе урока почти все дети работали самостоятельно, и лишь самые слабые ученики выполняли задания под руководством учителя. На последнем этапе, на уроках повторения, все учащиеся работали самостоятельно. По результатам проверки самостоятельные задания были выполнены правильно, так как этому предшествовала большая самостоятельная работа учащихся.
Задания для самостоятельной работы предлагались учащимися и на этапе закрепления.
Приведём примеры таких заданий на карточках по математике, которые применялись для закрепления знаний о правилах порядка действий и умений применять их учениками при экспериментальном обучении.
Вариант 1.
Как называются компоненты при делении?
Прочитайте выражения, укажите порядок действий, вычислите значение выражений:
47 + 3 х 4 70 – 2 х 7
(9 – 5) х 6 (83 – 75) : 1
Вариант 2.
Как найти неизвестный множитель?
Запишите выражения и вычислите их значения:
─ К числу 39 прибавить произведение чисел 3 и 4.
─ Из произведения чисел 6 и 4 вычесть число 12.
─ Число 8 умножить на разность чисел 41 и 39.
Вариант 3.
Как изменится произведение, если один из множителей увеличить в 5 раз?
Информация по теме:
Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте
парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, ...
Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на
уроках английского языка
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. ...