Реализация организации самостоятельных работ учащихся при изучении темы "Табличное умножение и соответствующие случаи деления"

Педагогика » Роль самостоятельной работы учащихся при формировании у них навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления на уроках математики » Реализация организации самостоятельных работ учащихся при изучении темы "Табличное умножение и соответствующие случаи деления"

Страница 6

Учитывая, что игры дают возможность не только развивать логическое мышление, пространственное представление, фантазию, находчивость, но и умения самостоятельно работать, мы в экспериментальном обучении не применяли на уроке различные игры и игровые моменты.

Детей привлекали к игре красочное оформление, элементы соревнования, возможность выразить свои эмоции и творчески проявить самостоятельную деятельность. Особенно привлекали детей игры, где они выступали, например, в роли космонавта, лётчика, машиниста, капитана, и они с удовольствием брали на себя эти обязанности, проявляя в игровой ситуации высокую активность и самостоятельность.

Каждая игра помогала решить какие-то определённые дидактические задачи: дать какое-то знание, сформировать такое-то умение, развивать внимание, память, мышление, речь, воспитывать такие черты личности, как сообразительность, находчивость и развивать умения самостоятельной работы.

После прохождения каждой темы мы проводили проверочные работы, результаты которых свидетельствовали о развитии умений самостоятельных работ. Данные о выполнении учащимися проверочных работ по нескольким темам из математики представлены ниже.

Предмет

Номер темы проверочной работы

Математика

1

2

3

4

Справились

Частично справились

Не справились

14

5

1

16

4

-

15

4

1

17

3

-

Номеру 1 соответствует тема: «Образование и счёт десятков», № 2 ─ «Образование чисел от 11 до 20», №3 ─ «Чтение и обозначение чисел от 11 до 20», №4 ─ «Сложение и вычитание в пределах 20 в случаях вида ± 1».

Из таблицы видно, что большинство учащихся справляются с заданием и это заслуга систематической, поэтапной организации самостоятельных работ на уроках.

В ходе экспериментального обучения мы увидели, что правильно составленные задания для самостоятельной работы последовательно повышающей трудности нацеливаются на вовлечение в действие неокрепших знаний и начавшихся зарождаться познавательных умений. Что ребёнок выполнил под руководством, то при разумной системе учебных работ он очень скоро сможет сделать сам.

Тот опыт, что получен с помощью учителя, дети переносят на самостоятельное решение сначала подобных, а затем и менее знакомых задач. Непосредственные возможности выполнения под руководством учителя новых, более сложных познавательных действий (которые сам ребёнок ещё не осиливает) и составляют зону его ближайшего развития.

Сложность самостоятельной учебной работы зависит в первую очередь от наличия в задании новых для ученика элементов ─ неизвестных ранее или мало освоенных.

Сравнительные данные тестирования учащихся об отношении к самостоятельной работе

Утверждения

Число детей, ответивших

да

нет

Экспер.

Контр.

Экспер.

Контр.

1. Мне нравится самостоятельная работа тем, что всё запоминается лучше.

2. Я хочу, чтобы было много самос-тоятельных работ.

3. Я хочу, чтобы больше было уроков по математике

─ по русскому языку

4. Мне нравится математика, потому что она лёгкая.

5. Мне нравится математика, потому что я всё понимаю и справляюсь с решением задач и примеров.

3

3

5

5

4

4

16

15

14

11

14

14

17

17

15

15

16

16

4

5

6

9

6

6

Нужно ли комментировать данные, показанные на таблице? В большинстве случаев цифры, можно сказать, поменялись местами. Мы соотнесли отрицательные ответы, и они были даны, в основном, слабыми учениками.

Обобщённо можно сказать, что самостоятельные работы детям стали нравиться, и они хотят, чтобы самостоятельных работ стало больше. Уроки, на которых часто были самостоятельные работы, тоже стали учащимся нравиться, и они хотят, чтобы уроки русского языка и математики были чаще.

В ходе экспериментального обучения, при составлении задания предусматривалось, чтобы, по возможности, все входящие в него познавательные приёмы, способы познавательной деятельности отрабатывались на следующим за освоенным уже учеником. Последовательный подъём по таким ступенькам отработки техники познавательной деятельности связан с повышением трудности процесса выполнения задания. Этой трудностью является ознакомление ученика с очередным познавательным действием, входящим в него познавательными умениями, приёмами, уяснением хода и смысла их выполнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по теме:

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...

Возрастная динамика длины и веса тела
Длина тела у школьников 5 класса была равна 147 см, у шестиклассников этот показатель оказался на 2 см больше. У школьников 7 класса увеличился рост по сравнению с шестиклассниками ещё на 9 см, а у восьмиклассников - на 8 см (табл. 1). Следовательно, наиболее выраженное изменение длины тела за врем ...

Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей, подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru