Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Страница 1

Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др.

В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы изучения творчества С. Есенина и указывает на то, что очень мало программных часов отводится на изучение творчества одного из великих поэтов Серебряного века русской поэзии.

В этой статье Шубниковой-Гусевой на материале нормативных документов по литературе для школы за семь последних лет обращается внимание на основные методологические и методические вопросы содержания литературного образования и воспитания и системной направленности в изучении литературы, а также проблемы изучения жизни и творчества Есенина и формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста.

Исходными в определении того нового, что имеется и что должно быть в нормативных материалах, являются, с одной стороны, цели литературного образования в школе, с другой - новейшие научные разработки в изучении истории литературы XX века и, в частности, жизни и творчества Есенина (например, Полное собрание сочинений С.А. Есенина, о котором так основательно пишет Ю.Л. Прокушев).

В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе. Учителю очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее подходящую. На это обращают свое внимание Н.И. Шубникова-Гусева и М.А. Бондаренко.

С пушкинским стихотворением есенинскую "березу" роднит и то, что это дебюты двух великих поэтов в печати. В 1914 году, когда было опубликовано первое стихотворение Есенина, исполнилось ровно сто лет со дня первого печатного выступления Пушкина. А Есенин, как известно, очень хорошо знал жизнь и творчество своего великого предшественника.

Шубникова-Гусева рекомендует шестиклассникам, - "Вот уж вечер. Роса . ". Она говорит, что "Есенин обозначил его в Собрании, которое готовил во второй половине 1925 года, как "самое первое". На беглый взгляд оно действительно кажется простым и безыскусным, но рассчитано на внимательного и чуткого читателя. Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека. Он стоит у дороги, "прислонившись к иве", а его взор падает то на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг. Но едва заметным штрихом, первыми словами: "Вот уж вечер" - намечено движение времени. Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается как картина наступающей летней ночи.

В этом большом природном мире, похожем на большой светлый храм ("свет большой", "березы стоят, как большие свечки"), человек чувствует себя как дома: "Хорошо и тепло, Как зимой у печки". Все эти сравнения не только религиозны, но и естественно "природны", даже живописны. Например, белый цвет березовой коры и кудрявая листва действительно напоминает большие свечки.

Поэт как будто играет повторами: повторяет определение "большой", а также "как зимой" и "как свечки"; "за рекой", "за опушкой"; использует тавтологию "где-то", "вдали", "вдалеке" и тем самым естественно создает спокойное умиротворенное настроение. Особенно своеобразна последняя строфа стихотворения, на которую стоит обратить внимание. Неожиданное определение "мертвая" к слову "колотушка" (деревянный молот или закругленная палка), которой машет сонный сторож. И еще более неожиданное, казалось бы, несовместимое по смыслу сочетание наречия и глагола "видно" - "стучит" (разве можно видеть стук?), которое расширяет панораму мира, увиденную глазами художника. Человек, стоящий у дороги, с трудом может увидеть сторожа, машущего колотушкой, и он как бы довоображает картину и звук колотушки кажется ему мертвым на фоне живой песни соловья.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Особенности отношения к семье как биосоциальной структуре общества детей младшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проходило на базе детского сада №40 «Алёнушка» в течение 6 месяцев с 20.08.2007 г. по 6.02.2008 г. Для исследования были взяты дети второй младшей группы в количестве 26 человек. Психолого-педагогический эксперимент проходил в 3 этапа: - констатирующий эксперимент (20 ...

Признаки агрессивного поведения
Существует много определений агрессии. Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение. Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, ...

Место реабилитационной педагогики среди наук антропологического цикла
Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки является ключевым для ее развития на современной этапе. Тем не менее, к антропологическому циклу в науковедении относятся науки, исследующие собственно человека в самых различных аспектах, хотя одни воспринимаются в этом цикле ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru