Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Страница 3

"Единственной программой, где упоминается поэма "Пугачев", которая принесла Есенину европейскую известность, является программа издательства "Дрофа". Можно согласиться с доводами многих возможных оппонентов, что "Пугачев" довольно сложен для восприятия, метафорически насыщен, очень своеобразен и требует от учителя особого умения говорить о сложном доступно и понятно. Но если в теории литературы творчество Есенина изучается в рамках темы "Имажинизм", то без краткого рассказа об этой поэме не обойтись. В целом программа издательства "Дрофа" выгодно отличается от программ, подготовленных "Просвещением", по содержанию и структуре в части изучения жизни и творчества Есенина. Здесь поэт изучается в VII, IX и XI классах более основательно".

По мнению Г.Э. Голышевой, "не менее важен вопрос о проблематике и современном прочтении жизни и творчества Есенина в школе. Материал по этому вопросу дают тематика и развертки программ (аннотации), которые составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в материале, составить план, конспект урока, найти оптимальный путь изучения художественного произведения или творчества писателя."

За последние семь лет заметны новые штрихи в характеристике творчества Есенина. Кроме лиризма и живописности образов, народно-поэтических традиций в его поэзии, понятия о параллелизме и обращения к природе как форме поэтического самовыражения добавились идея "узловой завязи" природы и человека, сквозные образы поэтики Есенина, поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы" и жанр лирической поэмы.

Между тем явление Есенина было закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для выражения смертной любви россиянина к бедной своей Родине, Поэта, который обладал бы нездешней силой "корявого и хитренького мужичонки", Поэта, который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот и суглинок Слово - поющее "золото", и заговорил бы "на новом языке", предсказал Александр Блок. И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как позже скажет Есенин, была "единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны" "узловой завязи самой природы" и народного мышления.

"Историческая заслуга Есенина состоит, прежде всего, в том, что поэт раскрыл свое трагическое время, наиболее остро отразил разлад, противоречия и заблуждения эпохи. Иными словами, Есенин является одним из тех писателей, которые ярко отразили тему революции и Гражданской войны".

Однако именно в рамках этой темы произведения Есенина в большинстве программ вообще не обозначены. Даже в программе, выпущенной в "Просвещении" (2001), Есенин в этой теме не значится. Здесь перечислены только "Железный поток" А. Серафимоаича, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, "Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Весело-го, "Разгром" А. Фадеева.

"Отношение Есенина к революции, действительно, вызывает немало споров. Сам поэт в автобиографической заметке "О себе" (1925) писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Правда, годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: "Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно".

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...

Содержание и этапы эмпирического исследования развития словообразования у детей шестого жизни со стертой дизартрией и в норме
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 49 г. Амурска в три этапа: 1) Констатирующий этап; 2) Формирующий этап; 3) Контрольный этап. Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень сформированности словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со ...

Образ в музыке и музыкальная драматургия
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оп ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru