Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Педагогика » Особенности изучения лирического произведения в старших классах » Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Страница 3

"Единственной программой, где упоминается поэма "Пугачев", которая принесла Есенину европейскую известность, является программа издательства "Дрофа". Можно согласиться с доводами многих возможных оппонентов, что "Пугачев" довольно сложен для восприятия, метафорически насыщен, очень своеобразен и требует от учителя особого умения говорить о сложном доступно и понятно. Но если в теории литературы творчество Есенина изучается в рамках темы "Имажинизм", то без краткого рассказа об этой поэме не обойтись. В целом программа издательства "Дрофа" выгодно отличается от программ, подготовленных "Просвещением", по содержанию и структуре в части изучения жизни и творчества Есенина. Здесь поэт изучается в VII, IX и XI классах более основательно".

По мнению Г.Э. Голышевой, "не менее важен вопрос о проблематике и современном прочтении жизни и творчества Есенина в школе. Материал по этому вопросу дают тематика и развертки программ (аннотации), которые составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в материале, составить план, конспект урока, найти оптимальный путь изучения художественного произведения или творчества писателя."

За последние семь лет заметны новые штрихи в характеристике творчества Есенина. Кроме лиризма и живописности образов, народно-поэтических традиций в его поэзии, понятия о параллелизме и обращения к природе как форме поэтического самовыражения добавились идея "узловой завязи" природы и человека, сквозные образы поэтики Есенина, поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы" и жанр лирической поэмы.

Между тем явление Есенина было закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для выражения смертной любви россиянина к бедной своей Родине, Поэта, который обладал бы нездешней силой "корявого и хитренького мужичонки", Поэта, который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот и суглинок Слово - поющее "золото", и заговорил бы "на новом языке", предсказал Александр Блок. И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как позже скажет Есенин, была "единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны" "узловой завязи самой природы" и народного мышления.

"Историческая заслуга Есенина состоит, прежде всего, в том, что поэт раскрыл свое трагическое время, наиболее остро отразил разлад, противоречия и заблуждения эпохи. Иными словами, Есенин является одним из тех писателей, которые ярко отразили тему революции и Гражданской войны".

Однако именно в рамках этой темы произведения Есенина в большинстве программ вообще не обозначены. Даже в программе, выпущенной в "Просвещении" (2001), Есенин в этой теме не значится. Здесь перечислены только "Железный поток" А. Серафимоаича, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, "Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Весело-го, "Разгром" А. Фадеева.

"Отношение Есенина к революции, действительно, вызывает немало споров. Сам поэт в автобиографической заметке "О себе" (1925) писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Правда, годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: "Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно".

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Исторический аспект теоретического мышления
В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это ра ...

Программа воспитания и обучения в детском саду
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ...

Ориентировка во времени
В этом разделе в основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, вечер, день и ночь. Этими понятиями ребята овладевают в повседневной жизни, при проведении режимных моментов. Ознакомление со временем лучше всего начинать с контрастных частей суток: день – ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru